Критическое положение в проектном деле
Интервью о ситуации на рынке проектных работ журналу «Деловая слава России» дает Эдуард Иоахимович ВИТЛИН, генеральный директор ЗАО «Проектно-строительная фирма - 89», доктор инжиниринга, академик Санкт-Петербургской инженерной академии, Почетный строитель России.
В настоящей статье приведены отдельные положения из выступлений на первом и втором съездах Национального объединения саморегулируемой организации проектировщиков, решений и предложений Комитета по законодательству и техническим регламентам НП СРО проектировщиков, публикаций в российской прессе и прессе Санкт-Петербурга, а также из других материалов, в разное время опубликованных и направленных в различные ведомства, имеющие отношение к строительству.
Государственная власть поправками в Градостроительный кодекс (№ 190-ФЗ от 29.12.2004 года) и Постановлением Правительства РФ № 864 от 19 ноября 2008 года решила для себя две проблемы:
1. Переложила обязанности и всю ответственность за работу проектных организаций на плечи СРО.
2. Установила руководство и контроль за деятельностью СРО:
• поручила утвердить «Перечень видов работ по подготовке проектной документации на строительство, которая оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства» Министерству регионального развития (в дальнейшем — Минрегион) РФ;
• поручила государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО, а также введение реестра этих организаций Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Настойчивость, с которой это решение проводилось в жизнь, наводит на грустные мысли:
- нормативная база для перехода от лицензии к допускам отсутствовала;
- старая нормативно-техническая база разрушена, а новая еще не создана да и вряд ли будет создана в ближайшие годы.
Примером может служить первый «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденный приказом Минрегиона РФ № 274 от 09.12.2008 года.
Из-за его очевидной технической неграмотности Перечень был заменен приказом Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 года.
Другой пример - Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года, поломавшее двухстадийное и одностадийное проектирование, заменив его суррогатным, размытым, содержащим ряд упущений и просто грубых ошибок документом о переходе к проектированию проектной и рабочей документации. Чего стоит определение состава и содержания проектной документации, данное Минрегионом, как примерно отвечающее утверждаемой части рабочего проекта. Возникает вопрос: какой смысл было отменять действовавший нормативный документ?
В годы перестройки началось и в настоящее время продолжается падение уровня проектирования одновременно с падением профессионального престижа проектировщиков.
Наиболее характерны две причины:
1. Невосполнимые потери проектировщиков: старшее поколение, прошедшее надежную школу в проектных институтах СССР, уходит из активного проектирования, сами ведущие институты в основном, за исключением отдельных, мельчают, и от многих из них остались только престижные названия.
2. В вузах обучение на проектировщиков не проводится, и если раньше этот пробел восполняли многоопытные высокопрофессиональные кадры специалистов проектных институтов, то теперь подавляющее большинство даже очень одаренных выпускников высших учебных заведений в силу ряда причин, в том числе финансовых, идет на стройку и редко приходит в проектирование.
Если раньше проектный институт имел свой почерк проектирования, которой было невозможно перепутать с почерком другого института, если молодые специалисты набирались профессиональных знаний в стенах одного проектного института и многие годы своей жизни связывали с одним местом работы, то в настоящее время текучесть кадров - обычное явление.
Все это обостряется нехваткой специалистов по генеральному плану, конструкторов и инженерных специалистов (водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, электроснабжения и других), и совсем уж катастрофическое положение с главными инженерами проекта.
В любом институте главный инженер проекта (ГИП) не только отвечал за проект, но участвовал и руководил самим проектированием. В настоящее время ГИП стал главным исполнителем по получению многочисленных технических условий и согласованию проектной документации, так как на согласование документации требуется значительно больше времени, чем на ее разработку. Согласовывающие организации выдвигают, как правило, достаточно спорные требования, приводящие к затягиванию процесса проектирования и как следствие — строительства. Так, например, выдаются технические условия, срок действия которых значительно меньше нормативных сроков проектирования и строительства, что позволяет изменять в процессе проектирования ранее выданные требования, по инициативе заинтересованных организаций.
Предъявить какие-либо претензии к инженерным монополиям, санитарно-эпидемиологическим и пожарным службам, Роспотребнадзору, организациям, выдающим разрешительную документацию на проектирование, и другим организациям и ведомствам не только сложно, но и чревато негативными последствиями, когда в роли «стрелочника» может оказаться проектировщик.
Проблема бесконтрольности в принятии решений хорошо видна на примере Санкт-Петербурга. В течение многих десятков лет я знаком практически со всеми руководителями ГлавАПУ, затем КГА. Даже в годы централизованного управления вопросы решались коллегиально, с участием градостроительных советов и мнения населения.
Сегодня решение зависит от конкретных должностных лиц, которые в угоду сиюминутным интересам будоражат всех, кому дорог Петербург, бредовыми идеями. То они готовы снести оранжерею на Шпалерной (широко известной не только жителям города, но и всем, кто видел телесериал о Шерлоке Холмсе) и на ее месте построить нечто, то появляется решение о строительстве газпромовского «Охта-Центра». Только указание из Москвы спасло Санкт-Петербург от исключения из списка городов-памятников ЮНЕСКО. Облик города уже изуродован такими «шедеврами архитектуры», как небоскреб «Монблан». Перечень безвозвратно утраченных (снесенных) исторических, архитектурных и культурных памятников города настолько велик, что он один занял бы несколько страниц журнала.
Не умаляя значимости самой профессии архитектора, появление понятия «архитектурно-строительное проектирование», вытеснившего существовавшее общее понятие «проектирование», достаточно спорно. Безусловно, архитектор - первое лицо при проектировании объектов непроизводственного назначения, но при проектировании производственных объектов первую позицию занимает «Технолог». Однако при любом проектировании есть еще и другие специальности — конструкторы, инженеры других специальностей, без которых ни один объект не может быть запроектирован и тем более построен.
Все указанное еще более обостряется кадровой политикой во властных структурах, которую проводит государство. Стало достаточно частым явлением, когда на должности самого высокого административного ранга в области строительства назначаются лица, не имеющие ни специального профессионального образования, ни опыта практической работы. Пример — руководители строительного комплекса Санкт-Петербурга.
В то же время Градостроительный кодекс выдвигает жесткие требования относительно профессиональных кадров проектировщиков и их численности. В пояснение указанного обратимся к тексту п.п. 6,8,10 ст. 55.5 гл. 6.1 Градкодекса:
«8. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются:
1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование».
Как показал опыт создания некоммерческих партнерств проектировщиков, значительное количество проектных организаций имеет численность, включая руководство и подсобно-вспомогательный персонал, от 10 до 20 человек.
Значительное число организаций в составе саморегулируемых организаций проектировщиков - это структурные подразделения, занимающиеся проектированием в строительных компаниях, и они вынуждены получить допуск на проектные работы на общих основаниях. В составе этих подразделений проектировщиков трудится немало работников, не имеющих даже среднего технического образования, отсутствие которого вполне компенсируется наличием практического опыта, поэтому предоставить им право проектировать является меньшим злом, чем назначение высокопоставленных чиновников, не имеющих также, как они, специального образования.
В практике нашей работы законодательно установленные требования к численности и стажу работников вызывают значительные трудности при выдаче допусков для компаний малого и среднего бизнеса, до настоящего времени успешно выполнявших данные работы по лицензиям с более мягкими требованиями.
Необходимо разрешить юридическим и физическим лицам, относящимся к среднему и малому бизнесу, устанавливать самостоятельно, исходя из стоимости и видов проектных работ, численность работников, их образовательный уровень.
На строительном рынке проектных работ, как грибы после дождя, расплодились небольшие, носящие зачастую временный характер, коллективы случайных, профессионально не подготовленных юридических и физических лиц, резко занижающих стоимость работ. Из ряда институтов «отпочковались» отдельные группы специалистов, создавшие различные «ООО» и «творческие мастерские». Большинство этих организаций, не имея достаточного опыта проектирования, а порой и необходимых знаний, наносят непоправимый вред проектному делу. Появились так называемые организации из одного специалиста, вооруженного компьютером на кухне. Как они получают допуски — секрет «полишинеля». Неквалифицированная работа подобных организаций дискредитирует всех проектировщиков в глазах заказчиков, строителей и других заинтересованных организаций и ведомств.
В подтверждение сказанному приведу следующие примеры из практики ЗАО «ПСФ-89» по объектам сторонних проектных организаций:
• при проектировании колхозного рынка фундаментная плита и безбалочное перекрытие продавливались колоннами, между разновысотными частями строения отсутствовал осадочный шов, и только сомнения строителей в надежности и правильности проектных решений позволили избежать аварии в процессе эксплуатации;
• в рабочих чертежах многоэтажного торгового комплекса при проверке было установлено, что металлические несущие балки были рассчитаны как неразрезные, а запроектированы как разрезные;
• при составлении технического заключения по проектной и рабочей документации на строительство лабораторно-исследовательского корпуса был вскрыт целый букет грубейших ошибок. Так, при разности высот между двумя частями строения в 15 м отсутствовал осадочный шов, высокая часть своей массой давила на более низкую часть, фундаменты были запроектированы без учета инженерно-геологических данных и так далее.
Можно сколько угодно говорить о профессиональной ответственности проектной организации, но почему должна быть профессиональная ответственность у одних при полном отсутствии ее у других? Где ответственность заказчика, когда он по экономическим соображениям начинает заменять принятые в проекте материалы и конструкции на менее дорогие, не отвечающие проектным решениям, совершенно не задумываясь, что одновременно снижается эксплуатационная надежность отдельных конструкций и объекта в целом.
Если раньше у заказчика была техническая служба, занимавшаяся капитальным строительством, то новые заказчики не имеют ни таких служб, не обладают соответствующими профессиональными знаниями, а просто руководствуются принципом «я плачу деньги, и поэтому хочу делать так, ну а как обойти нормы - это ваши проблемы».
Заказчик на первом этапе исправно платит за работу, а затем накапливает задолженность и начинает требовать невозможного, указывая специалистам, что и как им разрабатывать. Иногда это делается в некорректной форме. К сожалению, подобных заказчиков можно распознать не сразу, но как только такие «свойства» обнаруживаются, наша организация старается с ними расстаться.
Практически сняты ограничения в выборе проектировщика. Заказчик наделен правом сам выбирать проектную организацию, при этом руководствуясь не ее профессиональным уровнем, а стоимостью оказываемых услуг, что усугубляется условиями кризиса. Заказчик поручает проектирование случайной организации или физическому лицу, последствия ошибок которых (которого) проявятся через несколько лет. При этом уровень ответственности юридического лица и физического лица невозможно даже сопоставить. Проектировщик несет бессрочную ответственность, в том числе и уголовную, за реализованный проект, при этом долговечность юридического лица (десятки лет) и физического лица (в лучшем случае несколько лет) невозможно даже сопоставить. Ничего не имея против индивидуальных предпринимателей — физических лиц, считаю спорным и опасным разрешить им самостоятельно участвовать в разработке видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов. В то же время было бы непростительной расточительностью при существующем дефиците кадров проектировщиков исключить индивидуальных предпринимателей — проектировщиков, среди которых много высококвалифицированных специалистов, в том числе пенсионеров, - из участия в процессе проектирования. Предлагаю привлекать индивидуалов к разработке проектной документации по контракту с проектной организацией, в этом случае ответственность перед законом и заказчиком будет субсидарная Наконец, им можно выполнять иные виды работ, не влияющие на безопасность объектов.
Генподрядчик по ходу строительства вносит и свои «усовершенствования» в проект, изменяя по своему усмотрению узлы опирания и сопряжения несущих конструкций, меняет раскладку плит перекрытий и покрытия, сборный железобетон на монолитный и, наоборот, производит замену одних диаметров и классов арматуры на другие и т. д. Зачастую заказчик при строительстве объекта 2-3 раза меняет генподрядчика в поисках не самых лучших, а самых дешевых. Каждый генподрядчик по строительству вносит что-то свое, к сожалению не улучшающее качество проекта.
В чем солидарны заказчики, одновременно являющиеся и строителями, и строители, работающие с ними по договору, так это в желании экономить на рабочей силе. Что за рабочая сила в лом случае привлекается на стройки, можно не объяснять. Как показывает опыт, некоторые аварийные ситуации вызревают месяцами и годами. А когда случаются аварии, переходящие в трагедии с людскими жертвами, создаются комиссии, которые, как правило, находят вину авторов проекта, реже строителей и совсем уж в исключительных случаях заказчиков и представителей экспертизы.
Особо следует отметить участие как в проектировании, так и в работе аварийных комиссий наших ученых. В силу ряда обстоятельств многие из них ударились в проектирование, не имея профессиональных опыта и навыков. В Санкт-Петербурге при проектировании и строительстве многоэтажного жилого дома на свайном основании четверо докторов технических наук, объединив свои усилия, вопреки инженерно-геологическим условиям площадки строительства, нормативным документам и просто «азам» проектирования, доказывали возможность уменьшения длины свай с 26 м до 14 м и 17 м, что приводило к значительному удешевлению проекта. Напрашивается вопрос: кто был бы виноват в аварийной ситуации, если бы таковая возникла?
Ответ ясен: тот, кто отвечает за проект, - проектировщик. Ученые мужи, предлагавшие и настаивавшие на своем решении, с большой степенью уверенности, войдя в состав комиссии или вне ее, высказывали бы научно-обоснованное мнение, что и как надо было бы сделать, начисто забыв о том, что соавторами аварии являются они.
Столь резкое высказывание совершенно не преследует цели ошельмовать строительную науку или противопоставить ее проектированию. Просто пора понять, что проектирование — это такая же наука, как сопротивление материалов, строительная механика и другие специальные предметы, входящие в учебную программу архитектурно-строительных вузов.
В условиях продолжающегося кризиса усиливается зависимость проектировщиков от заказчиков и строителей. Спад в строительстве вплоть до консервации отдельных объектов негативно отразился на финансовом положении проектировщиков, особенно если учесть, что проектирование в отличие от строительства финансируется не по процентовкам, а по законченным этапам. При этом объем проектных работ, обеспечивающий выпуск документации в сроки, определенные этапом, как правило, зависит и определяется частью работ последующих этапов. Например, при финансировании этапов проектных работ по Генеральному плану, внутриплощадочным инженерным сетям и нулевому циклу (фундаменты, стены подвала и перекрытия над ним) необходимо разработать архитектурно-планировочные решения, конструктивные решения, включая расчеты, принципиальные решения по инженерным коммуникациям надземной части, то есть работы последующих этапов, которые финансируются только по их завершении. В этом случае получить какую-либо финансовую компенсацию от заказчиков практически невозможно, а если и возможно, то самую минимальную, так как по незаконченному этапу сложно и спорно доказывать процент выполненных работ. Следовательно, при остановке проектирования проектная организация заведомо понесет финансовые убытки.
В условиях кризиса конкуренция между проектными организациями за работу усилилась, и получают заказ не самые сильные в профессиональном смысле слова организации, а те, которые предложат наиболее низкую цену проектных работ. Так как заказчики также работают в условиях кризиса, то определяющим при выборе проектировщика является цена проектных работ.
Следовательно, встает дилемма: или отказываться от низких цен на проектные работы и обречь организацию на уменьшение объемов работ, сокращение штатов, уменьшение должностных окладов, а в каких-то случаях и на прекращение ее деятельности, или выполнять проектирование по явно заниженным ценам, что неминуемо опять же приведет к снижению заработной платы и, как следствие, к уходу из организации, а не исключено - из проектирования, высококвалифицированных кадров.
Такая ситуация уже была в проектировании в 90-х годах прошлого века, когда, например, из ЗАО «ПСФ-89» ушло безвозвратно 90% проектировщиков, нашедших свое применение на производстве, в торговле, общепите и так далее. Практически из них в проектирование вернулись единицы, и причин тут много, начиная от потери квалификации и кончая материальным положением.
В условиях кризиса усилились коррупция и протекционизм, о которых, не стесняясь, каждый день говорят руководители государства Пока требования Президента и Председателя Правительства РФ претворятся в жизнь, повышаются ставки незаконной системы откатов и продолжается распределение наиболее выгодных заказов по принципу кумовства.
Наглядным примером является организация залоговых закупок на получение государственных заказов, условия проведения которых практически исключают участие в них проектных организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу. Например: при стоимости проектных работ 10 миллионов рублей необходимо внести залог не менее 500 тысяч рублей, а если посчастливится, и повезет получить заказ, то залоговые ставки повышаются еще больше.
Следовательно, заказ получит тот, у кого больше свободных финансовых средств. Так где же место малому и среднему бизнесу? В этой ситуации никакого значения не имеет профессиональный уровень и опыт проектной организации. Борясь с монополизмом и коррупцией, руководители государства умалчивают или просто забыли о протекционизме, когда на основе личного обогащения высокопоставленных чиновников заказы распределяются между афиллированными организациями.
Проектировщики поставлены в зависимое положение решением правительства о передаче разногласий по заключению экспертного органа в случае несогласия с ним автора проекта в Арбитражный суд. Такое решение ставит проектировщиков в зависимое положение от мнения экспертизы, так как ни один заказчик не пойдет на затягивание сроков при рассмотрении разногласий в Арбитражном суде, тем более что выводы этого органа скорее будут в пользу государственной экспертизы, нежели наоборот. И это при том, что автор проекта должен представить полное обоснование своего технического решения, в том числе и архивные материалы, в то время как эксперт многие из своих требований вообще не считает нужным обосновывать.
В этой статье не затронут очень важный фактор, от которого зависит качество проектных работ, — воссоздание базы нормативной документации, что будет темой следующих публикаций.
Дата публикации: 09/11/2011 19:48
Дата последнего обновления: 09/11/2011 19:48