Критическое положение в проектном деле

10/11/2011

 Интервью о ситуации на рынке проектных работ журналу «Деловая слава России» дает Эдуард Иоахимович ВИТЛИН, генеральный директор ЗАО «Проектно-строительная фирма - 89», доктор инжиниринга, академик Санкт-Петербургской инженерной академии, Почетный строитель России.

 

В настоящей статье приведены отдельные положения из выступлений на первом и втором съездах Национального объединения саморегулируемой организации проектировщиков, решений и предложений Комитета по законодательству и техническим регламентам НП СРО проектировщиков, публикаций в российской прессе и прессе Санкт-Петербурга, а также из других материалов, в разное время опубликованных и направленных в различные ведомства, имеющие отношение к строительству.

Государственная власть поправками в Градо­строительный кодекс (№ 190-ФЗ от 29.12.2004 года) и Постановлением Правительства РФ № 864 от 19 ноября 2008 года решила для себя две проблемы:

1. Переложила обязанности и всю от­ветственность за работу проектных ор­ганизаций на плечи СРО.

2. Установила руководство и конт­роль за деятельностью СРО:

• поручила утвердить «Перечень ви­дов работ по подготовке проектной до­кументации на строительство, которая оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства» Министерству регионального развития (в дальнейшем — Минрегион) РФ;

• поручила государственный конт­роль (надзор) за деятельностью СРО, а также введение реестра этих организа­ций Федеральной службе по экологи­ческому, технологическому и атомно­му надзору.

Настойчивость, с которой это реше­ние проводилось в жизнь, наводит на грустные мысли:

- нормативная база для перехода от лицензии к допускам отсутствовала;

- ста­рая нормативно-техническая база разрушена, а новая еще не создана да и вряд ли будет создана в ближай­шие годы.

Примером может служить первый «Перечень видов работ, которые оказы­вают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утверж­денный приказом Минрегиона РФ № 274 от 09.12.2008 года.

Из-за его очевидной технической неграмотности Перечень был заменен приказом Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 года.

Другой пример - Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года, поломавшее двухстадийное и од­ностадийное проектирование, заменив его суррогатным, размытым, содержащим ряд упущений и просто грубых ошибок документом о переходе к про­ектированию проектной и рабочей до­кументации. Чего стоит определение состава и содержания проектной доку­ментации, данное Минрегионом, как примерно отвечающее утверждаемой части рабочего проекта. Возникает воп­рос: какой смысл было отменять дейс­твовавший нормативный документ?

В годы перестройки началось и в на­стоящее время продолжается падение уровня проектирования одновременно с падением профессионального пре­стижа проектировщиков.

Наиболее характерны две причины:

1. Невосполнимые потери проекти­ровщиков: старшее поколение, про­шедшее надежную школу в проектных институтах СССР, уходит из активного проектирования, сами ведущие инсти­туты в основном, за исключением от­дельных, мельчают, и от многих из них остались только престижные названия.

2. В вузах обучение на проектиров­щиков не проводится, и если раньше этот про­бел восполняли многоопыт­ные высокопрофессиональные кадры специалистов проектных институтов, то теперь подавляющее большинство даже очень одаренных выпускников высших учебных заведений в силу ряда причин, в том числе финансовых, идет на стройку и редко приходит в проектирование.

Если раньше проектный институт имел свой почерк проектирования, которой было невозможно перепутать с почерком другого института, если молодые специалисты набирались профессиональных знаний в стенах одного проектного института и многие годы своей жизни связывали с одним местом работы, то в настоящее время текучесть кадров - обычное явление.

Все это обостряется нехваткой спе­циалистов по генеральному плану, конструкторов и инженерных специ­алистов (водоснабжения и канализа­ции, отопления и вентиляции, элект­роснабжения и других), и совсем уж катастрофическое положение с глав­ными инженерами проекта.

В любом институте главный инже­нер проекта (ГИП) не только отвечал за проект, но участвовал и руководил самим проектированием. В настоящее время ГИП стал главным исполните­лем по получению многочисленных технических условий и согласованию проектной документации, так как на согласование документации требуется значительно больше времени, чем на ее разработку. Согласовывающие организации вы­двигают, как правило, достаточно спорные требования, приводящие к затягиванию процесса проектирова­ния и как следствие — строительства. Так, например, выдаются технические условия, срок действия которых зна­чительно меньше нормативных сроков проектирования и строительства, что позволяет изменять в процессе проек­тирования ранее выданные требования, по инициативе заинтересованных организаций.

Предъявить какие-либо претензии к инженерным монополиям, санитар­но-эпидемиологическим и пожарным службам, Роспотребнадзору, органи­зациям, выдающим разрешительную документацию на проектирование, и другим организациям и ведомствам не только сложно, но и чревато нега­тивными последствиями, когда в роли «стрелочника» может оказаться проек­тировщик.

 

Проблема бесконтрольности в при­нятии решений хорошо видна на при­мере Санкт-Петербурга. В течение многих десятков лет я знаком практи­чески со всеми руководителями ГлавАПУ, затем КГА. Даже в годы цент­рализованного управления вопросы решались коллегиально, с участием градостроительных советов и мнения населения.

Сегодня решение зависит от конкрет­ных должностных лиц, которые в угоду сиюминутным интересам будоражат всех, кому дорог Петербург, бредовыми идеями. То они готовы снести оранжерею на Шпалерной (широко извест­ной не только жителям города, но и всем, кто видел телесериал о Шерлоке Холмсе) и на ее месте пос­троить нечто, то появляется решение о строительстве газпромовского «Охта-Центра». Только указание из Москвы спасло Санкт-Петербург от исключения из списка городов-памятников ЮНЕС­КО. Облик города уже изуродован та­кими «шедеврами архитектуры», как небоскреб «Монблан». Перечень безвоз­вратно утраченных (снесенных) исто­рических, архитектурных и культурных памятников города настолько велик, что он один занял бы несколько стра­ниц журнала.

Не умаляя значимости самой про­фессии архитектора, появление по­нятия «архитектурно-строительное проектирование», вытеснившего су­ществовавшее общее понятие «проектирование», достаточно спорно. Без­условно, архитектор - первое лицо при проектировании объектов непро­изводственного назначения, но при проектировании производственных объектов первую позицию занимает «Технолог». Однако при любом проектиро­вании есть еще и другие специальности — конструкторы, инженеры других специальностей, без которых ни один объект не может быть запроектирован и тем более построен.

Все указанное еще более обостря­ется кадровой политикой во властных структурах, которую проводит государство. Стало достаточно частым яв­лением, когда на должности самого высокого административного ранга в области строительства назначаются лица, не имеющие ни специального профессионального образования, ни опыта практической работы. Пример — руководители строительного комп­лекса Санкт-Петербурга.

 

В то же время Градостроительный ко­декс выдвигает жесткие требования от­носительно профессиональных кадров проектировщиков и их численности. В пояснение указанного обратимся к текс­ту п.п. 6,8,10 ст. 55.5 гл. 6.1 Градкодекса:

«8. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов ка­питального строительства, являются:

1) требование о наличии работни­ков индивидуального предпринима­теля, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее про­фессиональное образование соответс­твующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональ­ное образование или не менее чем пять работников - среднее професси­ональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование».

 

Как показал опыт создания неком­мерческих партнерств проектировщи­ков, значительное количество проек­тных организаций имеет численность, включая руководство и подсобно-вспомогательный персонал, от 10 до 20 человек.

Значительное число организаций в составе саморегулируемых организаций проектировщиков - это структурные подразделения, занимающиеся проек­тированием в строительных компаниях, и они вынуждены получить допуск на проектные работы на общих основаниях. В составе этих подразделений проектировщиков трудится немало ра­ботников, не имеющих даже среднего ­технического образования, отсутствие которого вполне компенсируется на­личием практического опыта, поэтому предоставить им право проекти­ровать является меньшим злом, чем назначение высокопостав­ленных чиновников, не имею­щих также, как они, специаль­ного образования.

В практике нашей работы за­конодательно установленные требова­ния к численности и стажу работников вызывают значительные трудности при выдаче допусков для компаний мало­го и среднего бизнеса, до настоящего времени успешно выполнявших дан­ные работы по лицензиям с более мяг­кими требованиями.

Необходимо разрешить юридичес­ким и физическим лицам, относящим­ся к среднему и малому бизнесу, уста­навливать самостоятельно, исходя из стоимости и видов проектных работ, численность работников, их образова­тельный уровень.

 

На строительном рын­ке проектных работ, как грибы после дождя, расплодились небольшие, носящие зачастую временный характер, коллективы случайных, про­фессионально не подготовленных юридичес­ких и физических лиц, резко занижающих  стоимость работ. Из ряда институтов «отпочковались» от­дельные группы специалистов, создав­шие различные «ООО» и «творческие мастерские». Большинство этих орга­низаций, не имея достаточного опыта проектирования, а порой и необходи­мых знаний, наносят непоправимый вред проектному делу. Появились так называемые организации из одного специалиста, вооруженного компьюте­ром на кухне. Как они получают допуски — секрет «полишинеля». Неквалифицированная работа подобных организаций дискредитирует всех проектировщиков в глазах заказ­чиков, строителей и других заинтересованных организаций и ведомств.

В подтверждение сказанному при­веду следующие примеры из практики ЗАО «ПСФ-89» по объектам сторонних проектных организаций:

• при проектировании колхозного рынка фундаментная плита и безба­лочное перекрытие продавливались колоннами, между разновысотными частями строения отсутствовал осадоч­ный шов, и только сомнения строите­лей в надежности и правильности про­ектных решений позволили избежать аварии в процессе эксплуатации;

• в рабочих чертежах многоэтажно­го торгового комплекса при проверке было установлено, что металлические несущие балки были рассчитаны как неразрезные, а запроекти­рованы как разрезные;

• при составлении техничес­кого заключения по проектной и рабочей документации на строительство лабораторно-исследовательского корпуса был вскрыт целый букет грубейших ошибок. Так, при разности высот между двумя частями строения в 15 м отсут­ствовал осадочный шов, высокая часть своей массой давила на более низкую часть, фундаменты были запроектированы без учета инженерно-геологических данных и так далее.

Можно сколько угодно говорить о профес­сиональной ответственности проект­ной организации, но почему должна быть профессиональная ответствен­ность у одних при полном отсутствии ее у других? Где ответственность заказчика, когда он по экономическим соображениям начинает заменять принятые в проек­те материалы и конструкции на менее дорогие, не отвечающие проектным решениям, совершенно не задумыва­ясь, что одновременно снижается экс­плуатационная надежность отдельных конструкций и объекта в целом.

Если раньше у заказчика была техни­ческая служба, занимавшаяся капиталь­ным строительством, то новые заказчики не имеют ни таких служб, не обладают соответствующими профессиональны­ми знаниями, а просто руководствуются принципом «я плачу деньги, и поэтому хочу делать так, ну а как обойти нормы - это ваши проблемы».

Заказчик на первом этапе исправно платит за работу, а затем накапливает задолженность и начинает требовать невозможного, указывая специалистам, что и как им разрабатывать. Иног­да это делается в некорректной форме. К сожалению, подобных заказчиков можно распознать не сразу, но как только такие «свой­ства» обнаруживаются, наша организация старается с ними расстаться.

Практически сняты ограничения в выборе проектировщика. Заказчик на­делен правом сам выбирать проектную организацию, при этом руководству­ясь не ее профессиональным уровнем, а стоимостью оказываемых услуг, что усугубляется условиями кризиса. Заказчик поручает проектирование случайной организации или физическому лицу, последствия ошибок которых (кото­рого) проявятся через несколько лет. При этом уровень ответственности юридическо­го лица и физического лица невозмож­но даже сопоставить. Проектировщик несет бессрочную ответственность, в том числе и уго­ловную, за реализованный проект, при этом долговечность юридического лица (десятки лет) и физического лица (в лучшем случае несколько лет) не­возможно даже сопоставить. Ничего не имея против индивиду­альных предпринимателей — физичес­ких лиц, считаю спорным и опасным разрешить им самостоя­тельно участвовать в разработке видов работ, ока­зывающих влияние на безопасность объектов. В то же время было бы непрости­тельной расточительностью при сущес­твующем дефиците кадров проекти­ровщиков исключить индивидуальных предпринимателей — проектировщи­ков, среди которых много высококвалифицированных специалистов, в том числе пенсионеров, - из участия в процессе проектирования. Предлагаю привлекать индиви­дуалов к разработке проектной доку­ментации по контракту с проектной организацией, в этом случае ответ­ственность перед законом и заказ­чиком будет субсидарная Наконец, им можно выполнять иные виды работ, не влияющие на безопасность объектов.

Генподрядчик по ходу строительства вносит и свои «усовершенствования» в проект, изменяя по своему усмотрению узлы опирания и сопряжения несущих конструкций, меняет раскладку плит перекрытий и покрытия, сборный же­лезобетон на монолитный и, наоборот, производит замену одних диаметров и классов арматуры на другие и т. д. Зачастую заказчик при строительстве объекта 2-3 раза меняет ген­подрядчика в поисках не самых луч­ших, а самых дешевых. Каждый генподрядчик по строительству вносит что-то свое, к сожалению не улучшающее качество проекта.

В чем солидарны заказчики, одно­временно являющиеся и строителями, и строители, работающие с ними по договору, так это в желании эко­номить на рабочей силе. Что за рабочая сила в лом случае при­влекается на стройки, можно не объяснять. Как показывает опыт, неко­торые аварийные ситуации вы­зревают месяцами и годами. А когда случаются аварии, переходящие в тра­гедии с людскими жертвами, созда­ются комиссии, которые, как правило, находят вину авторов проекта, реже строителей и совсем уж в исключи­тельных случаях заказчиков и предста­вителей экспертизы.

 

Особо следует отметить участие как в проектировании, так и в работе ава­рийных комиссий наших ученых. В силу ряда обстоятельств многие из них ударились в проектирование, не имея профессиональных опыта и навыков. В Санкт-Петербурге при проектиро­вании и строительстве многоэтажного жилого дома на свайном основании чет­веро докторов технических наук, объ­единив свои усилия, вопреки инженер­но-геологическим условиям площадки строительства, нормативным докумен­там и просто «азам» проектирования, доказывали возможность уменьшения длины свай с 26 м до 14 м и 17 м, что приводило к значительному удешевлению проекта. Напрашивается вопрос: кто был бы виноват в аварийной ситуации, если бы таковая возникла?

Ответ ясен: тот, кто отвечает за про­ект, - проектировщик. Ученые мужи, предлагавшие и настаивавшие на сво­ем решении, с большой степенью уверенности, войдя в состав комиссии или вне ее, высказывали бы научно-обоснованное мнение, что и как надо было бы сделать, начисто забыв о том, что соавторами аварии являются они.

Столь резкое высказывание совер­шенно не преследует цели ошельмо­вать строительную науку или противо­поставить ее проектированию. Просто пора понять, что проектирование — это такая же наука, как сопротивление ма­териалов, строительная механика и другие специальные предметы, входя­щие в учебную программу архитектур­но-строительных вузов.

В условиях продолжающегося кризиса усиливается за­висимость проектировщиков от заказ­чиков и строителей. Спад в строитель­стве вплоть до консервации отдельных объектов негативно отразился на фи­нансовом положении проекти­ровщиков, особенно если учесть, что проектирование в отличие от строительства финансируется не по процентовкам, а по законченным этапам. При этом объем проектных работ, обеспечива­ющий выпуск документации в сроки, определенные этапом, как правило, зависит и определяется частью работ последующих этапов. Например, при финансировании этапов проектных работ по Генеральному плану, внутриплощадочным инженерным сетям и нулевому циклу (фундаменты, стены подвала и перекрытия над ним) необ­ходимо разработать архитектурно-пла­нировочные решения, конструктивные решения, включая расчеты, принципи­альные решения по инженерным коммуникациям надземной части, то есть работы последующих этапов, которые финансируются только по их заверше­нии. В этом случае получить какую-либо финансовую компенсацию от заказчи­ков практически невозможно, а если и возможно, то самую минимальную, так как по незаконченному этапу слож­но и спорно доказывать процент вы­полненных работ. Следовательно, при остановке проектирования проектная организация заведомо понесет финан­совые убытки.

В условиях кризиса конкуренция между проектными организациями за работу усилилась, и получают заказ не самые сильные в профессиональном смысле слова организации, а те, кото­рые предложат наиболее низкую цену проектных работ. Так как заказчики также работают в условиях кризиса, то определяющим при выборе проек­тировщика является цена проектных работ.

Следовательно, встает дилемма: или отказываться от низких цен на проектные работы и обречь организа­цию на уменьшение объемов работ, сокращение штатов, умень­шение должностных окладов, а в ка­ких-то случаях и на прекращение ее деятельности, или выполнять проекти­рование по явно заниженным ценам, что неминуемо опять же приведет к снижению заработной платы и, как следствие, к уходу из организации, а не исключено - из проектирования, высококвали­фицированных кадров.

Такая ситуация уже была в проекти­ровании в 90-х годах прошлого века, когда, например, из ЗАО «ПСФ-89» ушло безвозвратно 90% проектиров­щиков, нашедших свое применение на производстве, в торговле, общепите и так далее. Практически из них в про­ектирование вернулись единицы, и причин тут много, начиная от потери квалификации и кончая материаль­ным положением.

В условиях кризиса усилились кор­рупция и протекционизм, о которых, не стесняясь, каждый день говорят руководители государства Пока тре­бования Президента и Председате­ля Правительства РФ претворятся в жизнь, повышаются ставки незакон­ной системы откатов и продолжается распределение наиболее выгодных заказов по принципу кумовства.

Наглядным примером является орга­низация залоговых закупок на получение государственных заказов, условия проведения ко­торых практически исключают участие в них проектных организаций, относя­щихся к малому и среднему бизнесу. Например: при стоимости проектных работ 10 миллионов рублей необхо­димо внести залог не менее 500 тысяч рублей, а если посчастливится, и пове­зет получить заказ, то залоговые став­ки повышаются еще больше.

Следовательно, заказ получит тот, у кого больше свободных финансо­вых средств. Так где же место малому и среднему бизнесу? В этой ситуации никакого значения не имеет профессиональный уровень и опыт проектной органи­зации. Борясь с монополизмом и кор­рупцией, руководители государства умалчивают или просто забыли о про­текционизме, когда на основе личного обогащения высокопос­тавленных чиновников заказы распределяются между афиллированными организациями.

Проектировщики поставлены в зависимое положение реше­нием правительства о передаче разногласий по заключению эксперт­ного органа в случае несогласия с ним автора проекта в Арбитражный суд. Такое решение ставит проектировщи­ков в зависимое положение от мнения экс­пертизы, так как ни один заказчик не пойдет на затягивание сроков при рас­смотрении разногласий в Арбитраж­ном суде, тем более что выводы этого органа скорее будут в пользу государственной экспер­тизы, нежели наоборот. И это при том, что автор проекта должен представить полное обоснование своего техничес­кого решения, в том числе и архивные материалы, в то время как эксперт многие из своих требований вообще не считает нужным обосновывать.

В этой статье не затронут очень важ­ный фактор, от которого зависит ка­чество проектных работ, — воссозда­ние базы нормативной документации, что будет темой следующих публика­ций.

 

Дата публикации: 09/11/2011 19:48

Дата последнего обновления: 09/11/2011 19:48