Президент НОП о развитии саморегулирования

16/03/2011

Из выступления Президента НОП М.М.Посохина на заседании "круглого стола" Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям на тему: "Новая редакция Федерального закона о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд" 16 марта 2011 года

Мы, учитывая многообразие и особенности отраслей экономики, считаем необходимым сохранить принцип приоритетности отраслевого регулирования предпринимательской деятельности.  Унификацию моделей саморегулирования различных отраслей экономики считаем нецелесообразным на данном этапе развития. Предложения по унификации стандартов во всех системах саморегулирования необходимо рассматривать с учетом того, что архитектурно-строительная сфера деятельности является единственной из исследованных в докладе которая находится под действием законодательства о техническом регулировании (Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

В архитектурно-строительной сфере деятельности, в частности  в проектировании, как и в других сферах деятельности, попадающих под действие законодательства о техническом регулировании, понятие «стандарт» и порядок разработки стандартов определены нормативно-правовыми актами о техническом регулировании. И все они направлены на обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

В иных сферах деятельности (оценка, аудит, арбитражное управление и т.д.), не попадающих под действие законодательства о техническом регулировании, понятие «стандарт» имеет иное толкование. Например, в аудиторской деятельности, утвержденный стандарт состоит в обеспечении качества и надежности аудита и напрямую не затрагивает безопасность жизнедеятельности человека.

Согласно первоочередным задачам совершенствования института саморегулирования, отраженным в докладе, на наш взгляд, необходимо учесть отраслевые особенности СРО. При этом положения доклада не дают представления о механизме и параметрах проведения заявленной унификации.

 

Национальное объединение проектировщиков считает, что мы готовы принять участие в разработке порядка, правил и принципов унификации стандартов различных отраслей экономики,  в том числе в проектировании, а до этого говорить о реформе саморегулирования в целом – преждевременно.

Единая регламентация разработки стандартов СРО требуется только в отношении видов предпринимательской деятельности, не попадающих под действие законодательства о техническом регулировании.

 

Вместе с тем, анализируя представленный Минэкономразвития России доклад «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»,  мы отмечаем,  что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ уже установлена одноуровневая система вступления в СРО проектировщиков одновременно с  получением Свидетельства о допуске. То есть вступление в СРО и получение Свидетельства о допуске на виды проектных работ– это не две раздельные административные процедуры, как утверждается в докладе, а одна общая. Закон строго запрещает членство в СРО лицам, не имеющим Свидетельство о допуске. В случае отказа в приеме в члены СРО, уплаченные взносы (в случае их уплаты авансом) подлежат возврату, что и применяется на практике проектных СРО.

Также если допустить, что будет реализована так называемая «базовая модель саморегулирования» предложенная в докладе, то многопрофильным проектным компаниям придется вступать в множество специализированных СРО и нести связанные с этим значительные затраты.   

 

Принцип администрирования средств компенсационных фондов, заложенный так называемой «базовой моделью саморегулирования»,-исключительно через управляющие компании, не решает всех проблем бесконтрольного управления средствами компенсационных фондов. Так недобросовестным исполнительным органам СРО не составит труда войти в сговор с недобросовестной управляющей компанией, учитывая то, что законодательство не регулирует деятельность управляющих компаний.

Решение проблемы обеспечения сохранности средств компенсационных фондов СРО видится в установлении специального режима банковских счетов, на которых размещаются указанные средства.

 

Учитывая изложенное, нами подготовлены и направлены в  Минрегион России замечания и предложения по целому ряду позиций доклада Минэкономразвития России.

Дата публикации: 22/03/2011 12:32

Дата последнего обновления: 27/09/2011 23:04