Для подачи жалобы в контрольные органы в сфере закупок нужно членство в СРО

31/10/2023

 В связи с поступлением вопросов о подаче в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля (далее соответственно - Закон № 44-ФЗ, жалоба) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России в письме № 24-01-07/100177 от 20.10.2023 года разъяснил требования к участникам закупок, которые направляют жалобы в адрес контрольных органов.

Если объектом закупки является товар, работа или услуга, для поставки и выполнения которых необходимо членство в саморегулируемой организации, условием для подачи жалобы является наличие у участника закупки соответствующего права (абзац третий пункта 1 статьи 49 ГК РФ). Соответственно, отсутствие у участника закупки членства в соответствующей саморегулируемой организации является основанием для отказа (на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ по причине подачи жалобы с нарушением части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ) контрольным органом в сфере закупок в принятии к рассмотрению по существу жалобы в отношении закупки, при осуществлении которой к участникам закупки установлено требование о таком членстве.

Следует отметить, что могут возникать случаи, при которых заказчиком при осуществлении закупки требования к участникам закупки о наличии соответствующего разрешения (лицензии), о вступлении в саморегулируемую организацию или о получении свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ и (или) о представлении соответствующих подтверждающих документов в заявках на участие в закупке установлены неправомерно, дополнительные требования установлены с нарушением Постановления № 2571.

Закон № 44-ФЗ предоставляет контрольному органу в сфере закупок срок в размере двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения информации о жалобе в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, для предварительного рассмотрения жалобы в целях принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению по существу или об отказе в таком принятии. Учитывая изложенное, контрольному органу в сфере закупок в указанный срок на этапе предварительного рассмотрения жалобы целесообразно:

1) рассмотреть вопрос о наличии либо отсутствии признаков неправомерного установления заказчиком вышеуказанных требований к участникам закупки вне зависимости от доводов, содержащихся в жалобе;

2) отказать в принятии жалобы к рассмотрению по существу (на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ по причине подачи жалобы с нарушением части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ), если контрольным органом в сфере закупок признаки неправомерного установления заказчиком вышеуказанных требований не выявлены и при этом выявлено несоответствие подавшего жалобу участника закупки таким требованиям;

3) принять жалобу к рассмотрению по существу, если контрольным органом в сфере закупок не выявлены признаки неправомерного установления заказчиком вышеуказанных требований, а также не выявлено несоответствие подавшего жалобу участника закупки таким требованиям;

4) принять жалобу к рассмотрению по существу, если контрольным органом в сфере закупок выявлены признаки неправомерного установления заказчиком вышеуказанных требований, поскольку нарушение прав и законных интересов подавшего жалобу участника закупки может быть обусловлено неправомерным установлением таких требований.

Дата публикации: 31/10/2023 12:01

Дата последнего обновления: 31/10/2023 12:01