Качество проектирования и уровень профессиональной квалификации

23/09/2016

 Открытая трибуна

Факторы влияния на качество проектирования и уровень профессиональной квалификации

Роман Рыбаков, председатель Совета НПП СРО «Союзпетрострой-Проект»

Сегодня невозможно представить цивилизованный мир без строительной отрасли, как и невозможно представить строительство без проектирования. Между тем, проектные организации, являясь нужным и обязательным звеном экономики, представляют собой бизнес-сообщество, не обеспеченное никакими гарантиями стабильности своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Так, «Российский статистический ежегодник Федеральной службы статистики» не фиксирует ни объемы работ, ни численность по виду экономической деятельности «проектирование». Проектировщики составляют примерно 10% от числа занятых в строительстве (около 6 млн. человек), объем затрат на про­ектно-изыскательские работы в инвестиционном цикле не превышает 2-7 % от стоимости строительства, что в два-три раза ниже, чем в ми­ровой практике.  Нет другого такого вида экономической деятельности, который был бы настолько нестабилен, как проектирование. Значительная часть коммерческих проектных организаций (и в этом числе большинство малых предприятий) находится в бедственном положении даже не столько по причине экономического спада, сколько из-за существующего порядка распределения заказов.

Сегодня у проектных организаций, в штате которых высокопрофессиональные специалисты, несколько обострившихся общих проблем:

Первая и главная - заказчик и порядок, определенный Федераль­ными законами о закупках товаров, работ, услуг. Об этих законах давно говорилось, что они совершенно не соответствуют специфике строи­тельства (и особенно проектирова­ния) объектов капитального строи­тельства, но ситуация не меняется.

Вторая проблема - низкий профессиональный уровень сотрудников расплодившихся проектных организаций. Многие из этих «контор», участвуя в конкурсах и закупках, не задумываясь о последствиях, целенаправленно демпин­гуют и, не сдерживаемые никакими этическими, репутационными или профессиональными соображения­ми, настроены только на сиюминутную прибыль. Профессионал же не может не ду­мать об устойчивом развитии отрасли или предприятия, где он трудится, стараясь при этом совершенствовать свое мастерство, от уровня которого зависит безопасность эксплуатации спроектированных им зданий и объектов. Профессионал настроен на стабильность, созидание и каче­ство. И удивительно, что среди заказчиков эти высокие принципы и компетенции не всегда востребованы.

Следующая проблема – контрольные, надзорные, экспертные и согласующие инстанции государства. Почему-то считается, что тотальный контроль и его усиление вместе с усилением наказаний способствует повышению эффективности и сокращению сроков работ.  Новым Федеральным Законом от 03.07.2016 г. №372-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ внесено требование о создании саморегулируемыми организациями второго компенсационного фонда, который должен быть использован при срыве сроков по бюджетным договорам. Любой руководитель строительной, а тем более проектной организации, занимающейся согласованиями и экспертизой, знает, что от него не зависит соблюдение любых сроков в строительстве и проектировании, тем более, что заказчик чаще всего сроки, являющиеся существенным условием тендерной документации, назначает волюнтаристски, руководствуюсь собственными коммерческими интересами и, как правило, без оценки соответствующих и возможных рисков.

Ключевая задача любого участника строительного рынка – поиск и получение заказа. Мечта каждого строителя и проектировщика – заказчик, с которым комфортно работать, потому, что совпадают взгляды на качество и ответственность за свою работу. Заказчик, который руководствуется принципом “скупой платит дважды”. Ведь если исправление проектно-сметной документации стоит, например, 10 долларов, то исправление ошибок на стройке обойдется не менее 1000 долларов, а исправление при эксплуатации – 10000.

Сегодня все понятия, связанные с заказчиком, далеки от классического понимания его предназначения. Заказчик воспринимает себя исключительно как инвестор, основная задача которого «вписаться (а лучше еще и сэкономить) в существующую смету, а не построить добротный по всем показателям объект.  И потому руководителям малых и средних проектных организаций приходится каждый раз задумываться о целесообразности участия в торгах по госзаказам, чтобы не оказаться банкротом из-за кабальных и зачастую объективно не выполнимых условий контрактов.

 Не добавляют оптимизма отношения с Госзаказчиком и решения  Правительства РФ о выделении квоты по заказам для малых и средних предприятий, так как механизм такой передачи не отработан и, несмотря на соответствующую пометку в извещениях о торгах, процедуры торгов и выбора исполнителя не изменяются.

И последнее. Самая большая проблема проектировщиков сегодня состоит в том, что крупные коммерческие инвесторы и девелоперы при выборе проектировщиков ориентируются не на лучшее, а на худшее   из законов №44-ФЗ и №223-ФЗ.  Вероятно, кем-то сильно перепуганные, они создают положения о закупках, закупочные комиссии и целые подразделения по организации торгов.  Желающие участвовать в процессах проектирования после получения разрешения руководства заказчика проходят аккредитацию под контролем служб экономической безопасности с ежегодным подтверждением. Набор документов у разных заказчиков чуть-чуть разнится, но у всех значительно превышает объем документов, требуемых для вступления в СРО. Кто-то запрашивает заверенные копии паспортов генерального директора и главного бухгалтера, кто-то «погружается» еще глубже. Потом участникам начинают поступать извещения о проведении торгов с приложением задания на проектирование с основными требованиями. Задание чаще всего составлено не квалифицированно, обсудить его не с кем, стартовая стоимость работ (по крайней мере, по проектированию) не указана. Не всегда четко определена задача проектирования. В результате проектировщик подает конкурсное предложение с ценой по собственным представлениям. Через некоторое время от заказчика поступает вежливое сообщение, что в результате рассмотрения заявок было выбрано другое предложение, более подходящее по условиям торгов, без указания количества участников   и стоимости работ, предложенной победителем. Понятно, что в большинстве подобных случаев разыгран фарс с заранее известным результатом.

Кроме того, разбивка по лотам, в частности, в случаях проектирования внутри- и внеплощадочных сетей, зачастую просто несуразная, приводящая к большим потерям из-за отсутствия комплексного проектировщика по сетям, когда для экспертизы требуется сводный план.

Нередко возникают случаи, когда в процессе проектирования приходится менять проектировщика, чтобы оперативно, а точнее, - в «авральном» порядке, - что-то исправить. Это требует дополнительных затрат на доработку или переработку документации. 

Единственной целью этой статьи является желание обратить внимание руководящих органов, имеющих отношение к строительству, на необходимость принятия срочных и эффективных решений для предотвращения полной потери качества проектирования и «вымывания» с рынка высококвалифицированных кадров проектировщиков. 

Дата публикации: 30/09/2016 18:12

Дата последнего обновления: 30/09/2016 18:12