Обострение проблем проектировщиков при экономическом спаде

18/08/2016

ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СПАДЕ

О крайне сложной ситуации на рынке проектирования на страницах 22-23 журнала "СТО" (№5 за 2016 г.) размышляет председатель совета НПП СРО «Союзпетрострой-Проект» Роман Рыбаков.

Пытаясь показать проблемы, с которыми сталкиваются проекти­ровщики, я могу только констати­ровать реалии, но, к сожалению, не могу предложить механизм измене­ния обычаев делового оборота, сло­жившихся в современных условиях в проектном деле. Проблемы являют­ся следствием действующей в стра­не системы, противоречия в которой усугубляются в период экономиче­ского спада.

Проектное сообщество России - это примерно 600 тыс. проектиров­щиков, объединенных в 191 саморегулируемую организацию.

Сегодня проектные организа­ции, являясь нужным и обязатель­ным звеном экономики, представ­ляют собой бизнес-сообщество, не обеспеченное никакими гарантия­ми стабильности своей дальнейшей деятельности. При численности, со­ставляющей примерно 10% от чис­ленности занятых в строительстве (около 6 млн. человек), объем затрат на проектно-изыскательские рабо­ты в инвестиционном цикле состав­ляет всего 3-7% от стоимости стро­ительства, что в два-три раза ниже, чем в мировой практике. Нет друго­го такого вида экономической дея­тельности, который был бы настоль­ко нестабилен, как проектирование.

Гарантированно получают сред­ства на существование все занятые в экономике (примерно 72 млн. чел. экономически активного населения при численности населения в возрас­те 15-72 года ~111 млн. чел.) либо от государства, либо от фондов со­циального обеспечения, либо от на­селения (реализация произведенных товаров и услуги торговли), либо от общественных организаций, либо, на­конец, от благотворительных органи­заций. У производителей и торговли заработок зависит от самих себя, то есть от выбора продукции и товаров и их качества. У тех, кто работает в государственных или муниципальных унитарных предприятиях, в Госдуме, Совфеде, региональных и местных законодательных собраниях, феде­ральных и региональных министер­ствах, госкорпорациях и аппаратах горсоветов, лицензирующих, контро­лирующих, налоговых и регистраци­онных органах, а также в пенсионных, страховых и социальных фондах (а в государственной сфере занят практи­чески каждый двадцатый россиянин, то есть почти 5%), гарантирован не только заработок, но и социальное обеспечение. Часть проектировщи­ков работает в государственных про­ектных организациях, в проектных подразделениях инвестора, заказчи­ка, строительных холдингов, строи­тельных организаций - и финансиру­ется по другим законам.

Но большая часть коммерческих проектных организаций находится в бедственном положении не столь­ко по причине экономического спа­да, сколько из-за существующего по­рядка распределения заказов.

Можно отметить несколько проблем проектирования.

Первая и главная - заказчик и порядок, определенный Федераль­ными законами о закупках товаров, работ, услуг. Об этих законах давно говорилось, что они совершенно не соответствуют специфике строи­тельства (и особенно проектирова­ния) объектов капитального строи­тельства.

Вторая проблема-беда - низкий профессиональный уровень специ­алистов расплодившихся проектных организаций. Многие из этих орга­низаций, не задумываясь, демпин­гуют и, не сдерживаемые никакими этическими, репутационными или профессиональными соображения­ми, настроены только на прибыль. Профессионал же не может не ду­мать об устойчивом развитии той отрасли или предприятия, в кото­рых он трудится, стараясь при этом совершенствовать свое мастерство, от уровня которого зависит его бла­гополучие. Профессионал настроен на стабильность, созидание и каче­ство. Разница между этими ипоста­сями видна сразу, при первой встре­че. И удивительно, что заказчики не чувствуют этой разницы.

Следующая проблема - это госу­дарство, со своими контрольными, надзорными, экспертными и согласу­ющими инстанциями. Почему-то счи­тается, что тотальный контроль и его усиление вместе с усилением наказа­ний способствует повышению эффек­тивности и сокращению сроков ра­бот. Свежим Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ в Градостро­ительный кодекс внесено требова­ние о создании саморегулируемыми организациями второго компенсаци­онного фонда, который должен быть использован при срыве договорных сроков по бюджетным работам. Лю­бой руководитель строительной, а тем более проектной организации, занимающейся согласованиями и экспертизой, знает, что от него не за­висит соблюдение любых сроков в строительстве и проектировании, тем более, что государственный заказчик чаще всего сроки, являющиеся суще­ственным условием тендерной доку­ментации, назначает волюнтарист­ски, без оценки соответствующих рисков. Так на что направлено такое изменение Градостроительного ко­декса, при котором вина срыва сро­ков ложится на исполнителя, а заказ­чик, который чаще всего виновен в плохой организации процесса работ, остается безнаказанным?

А как заставить госслужащих и представителей естественных мо­нополий выполнять свою рабо­ту, помогая, а не затягивая сроки и не выискивая надуманных требова­ний? Вот сюда надо направить уси­лия руководящих органов для созда­ния заинтересованности работников бюджетных организаций в положи­тельном результате, и на борьбу с равнодушными чиновниками, при­держивающимися принципа «как бы чего не вышло» в ожидании пенсии госслужащего.

Проблема зависимости от заказ­чика - получение заказа. Заказчик должен понимать, что если исправ­ление проектно-сметной докумен­тации стоит по нынешнему кур­су 10 долларов, то исправление в стройке будет стоить не менее 1000 долларов, а исправление при экс­плуатации - 10 000. Все понятия, связанные с заказчиком, сдвину­лись или расплылись, и это усугу­бляется в период экономического спада, потому что заказчик сегод­ня понимает себя исключительно как «денежный мешок», основная задача которого - вложиться в ми­фическую какую-то цену, а не по­строить добротный по всем пока­зателям объект. При существующих особенностях законодательства го­сударственный заказчик просто не может и не будет настоящим заказ­чиком, и потому руководители ма­лых и средних проектных органи­заций стараются не иметь дело с госзаказчиком напрямую, а предпо­читают работать на субподряде.

Не улучшает отношения с гос­заказчиком и решение правитель­ства о выделении квоты по заказам для малых и средних предприятий, так как механизм такой передачи не отработан и, несмотря на соответ­ствующую пометку в извещениях о торгах, процедуры торгов и выбора исполнителя не изменяются.

И последнее. Самая большая боль проектировщиков - в том, что крупные коммерческие инвесто­ры и девелоперы при выборе про­ектировщиков взяли самое плохое из законов от 05.04.2013 №44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-Ф3. Кем-то сильно перепуганные, они создали положения о закупках, закупочные комиссии, целые подразделения по организации торгов. Желающие участвовать в процессах проекти­рования после получения разреше­ния руководства заказчика прохо­дят аккредитацию под контролем службы экономической безопасно­сти с ежегодным подтверждени­ем. Набор документов значитель­но превышает объем документов, требуемых для вступления в СРО. Кто-то из заказчиков (неудобно на­зывать, кто) потребовал заверен­ные копии паспортов генерального директора и главного бухгалтера. Потом начинают поступать извещения о проведении торгов с при­ложением наименования лота и заданием с основными требовани­ями. Задание чаще всего составле­но неквалифицированно, старто­вая стоимость работ (по крайней мере, по проектированию) не ука­зана. Не всегда четко определена задача проектирования. В резуль­тате подается конкурсное пред­ложение с ценой по собственным представлениям. Через некоторое время поступает вежливое сообще­ние, что в результате рассмотрения было выбрано предложение, более подходящее по условиям торгов, без указания количества участни­ков и стоимости работ, предложен­ной победителем.

Ясно в большинстве случаев, что разыгран фарс с заранее известным результатом.

Единственная цель этой ста­тьи - желание обратить внима­ние руководящих органов, имею­щих отношение к строительству, на необходимость принятия каких-то адекватных мер для предотвраще­ния полной потери качества проек­тирования и вымирания высококва­лифицированных специалистов в такой нужной и важной области че­ловеческой деятельности.

Дата публикации: 18/08/2016 14:16

Дата последнего обновления: 18/08/2016 14:16