В Петербурге проектов катастрофически не хватает

08/08/2014

 Смольный не торопится с развитием транспортной инфраструктуры. Петербургским проектировщикам приходится отправляться в регионы, чтобы там побороться за многомиллионные подряды, сообщает тематическое приложение "ДП".

Объем рынка проектирования дорог, развязок и тоннелей в Петербурге в этом году оценивается в 900 млн рублей. Основные заказчики — комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), ежегодно распределяющий подряды на 6оо млн рублей, и местные структуры Росавтодора, которые заказывают проектирование новых участков на федеральных трассах. В последние годы, когда в Петербурге началось строительство платной трассы, список заказчиков пополнило ОАО «Западный скоростной диаметр» (ЗСД), принадлежащее Смольному. Но в целом рынок дорожного проектирования растет медленно. Проектировщики жалуются на неторопливость Смольного в развитии городской транспортной инфраструктуры.

До 90% проектировочных заказов КРТИ, по данным dp.ru, получает ГУП «Ленгипроинжпроект», принадлежащий Комитету по управлению городским имуществом. Этот институт проектирует и пробивки новых улиц, и мост в створе Яхтенной ул., и транспортный обход Красного села, который в КРТИ называют одним из самых крупных дорожно-проектировочных заказов за последнее время. Другие крупные игроки этого рынка, такие как «Стройпроект», «Ленгипротранс», «Гипростроймост - Санкт-Петербург», «Петербург — Дорсервис», борются за оставшиеся 10% и за федеральные заказы.

В последние годы проектировщики начали активно и вполне успешно выходить на рынки соседних регионов и даже соседних стран — Эстонии, Латвии, Литвы, Азербайджана и др. Например, самые значительные контракты петербургского ЗАО «Ленпромтранспроект» - это проектирование 65км трассы М-9 в Московской области и госзаказы в Туркиенистане. «В Петербурге проектов катастрофически не хватает. Велик риск банкротства малых и средних компаний. Ужесточение конкуренции приводит к демпингу на конкурсах, а это отражается на качестве проектных, а затем и строительных работ», — отмечает генеральный директор «Ленпромтранспроекта» Ростислав Шкурко. По оценкам экспертов, сегодня городской подряд составляет лишь 15% общего портфеля заказов петербургских дорожных проектировщиков. «В этом году проектирование и строительство дорог, тоннелей и развязок в Петербурге идет очень медленно. Наш институт загружен работой в Петербурге примерно на 20%, остальные объекты — от Калининграда до Владивостока», — говорит Юрий Липкин, финансово-административный директор ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» (институт проектирует ЗСД на субподряде у «Стройпроекта», является генпроектировщиком нового моста через Неву в створе ул. Коллонтай и спроектировал грядущий масштабный ремонт Тучкова моста).

 «Рынок оживило строительство ЗСД», — отмечает Павел Осиян, директор филиала ЗАО «Лемминкяйнен Дор Строй» (строил часть ЗСД). Но этого недостаточно, уверен Юрий Праушкин, генеральный директор ЗАО «Лонмади» (поставщик дорожно-строительной техники). «Другие работы ведутся в основном на существующих трассах, а городу нужны новые проекты. Сокращение финансирования и неисполнение бюджета не дает дорожной инфраструктуре Петербурга развиваться», — отмечает Юрий Праушкин. Масштабные проекты можно пересчитать по пальцам. Кроме уже упомянутых, строятся надземные переходы над трассами, их тоже проектирует «Гипростроймост». В КРТИ напоминают об еще одном крупном проекте — реконструкции и строительстве Обводного канала. «Мы занимались участками под Американскими мостами и благодаря этому опыту выиграли конкурс на дальнейшее проектирование в районе Обводного», — рассказывает директор ООО «Инжтехнология» Елена Самусева. Однако других значительных городских заказов для дорожных проектировщиков в этом и следующем году не предвидится.

По оценкам Елены Самусевой, на рынке работает десяток больших компаний и еще несколько десятков менее крупных. Эксперты отмечают, что успешное начало работ для новой фирмы возможно фактически лишь на субподряде у крупного проектировочного института. «Наилучшие позиции на рынке у компаний, которые способны выполнять полный цикл работ — начиная с инженерных изысканий и заканчивая проектированием и вводом в эксплуатацию», — отмечает Кирилл Иванов, глава объединения «Дормост». Комплексный подход выражается и в работе сразу по всем направлениям проектирования — над автомобильными и железными дорогами, искусственными сооружениями, коммуникациями, зданиями. «Наблюдается максимальная автоматизация как процесса проектирования, так и процесса управления проектом», — отмечает еще одну тенденцию Ростислав Шкурко.

Толчком для развития рынка может стать взаимодействие Петербурга и Ленобласти в согласовании градостроительной документации. «Нужно консолидировать бюджеты обоих субъектов, чтобы реализовать крупные проекты дорожного строительства и разгрузить нынешние трассы», — полагает эксперт консалтинговой компании Rusland SP Михаил Виленский.

Дата публикации: 08/08/2014 16:09

Дата последнего обновления: 08/08/2014 16:11