Минстрой РФ предлагает уточнить контрактную систему

25/03/2014

Минстрой представил на публичное обсуждение текст законопроекта с поправками в законодательство о контрактной системе, которые должны ужесточить условия заключения контрактов в сфере строительства. Стимулами к добросовестному исполнению обязанностей, по мнению министерства, для подрядчиков должны стать отсрочка части оплаты по контракту, обязанность предоставлять дополнительное обес­печение при увеличении стоимости работ и регулирование условий договора подрядчика с субподрядчиком. Обсуждение проекта проходит до 13 апреля на портале regulation.gov.ru.

Текст законопроекта

О внесении изменений Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Вид закона: Федеральный закон
Инициаторы: Минстрой

Статья 1 

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652, 2013, № 27, ст. 3480) следующие изменения:

1) дополнить статьей 110.1. следующего содержания:

«Статья 110.1. Особенности заключения и исполнения контрактов, предметом которых является выполнение проектных работ, и контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

1. Контракт, предметом которого является выполнение проектных работ, контракт на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства должны содержать условие об обязанности подрядчика на выполнение проектных и (или) строительно-монтажных работ представлять обеспечение дополнительного финансирования работ в случае увеличения их стоимости в ходе реализации контракта путем предоставления банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Банковская гарантия, выданная подрядчику банком для целей обеспечения дополнительного финансирования работ в случае увеличения их стоимости в ходе реализации контракта, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на шесть месяцев.

2. В течение 10 рабочих дней после подписания акта приемки объекта капитального строительства заказчик направляет необходимые для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства документы в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

3. До выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию подрядчику не может быть выплачено более 85 процентов от стоимости, предъявляемой к оплате заказчику выполненной работы. 
В течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию заказчик обязуется оплатить оставшиеся 15 процентов от стоимости, предъявляемой к оплате заказчику выполненной работы.

4. Контрактом может быть предусмотрена возможность принятия заказчиком решения об открытии отзывного аккредитива на сумму 15 процентов от стоимости, предъявляемой к оплате заказчику выполненной работы. В целях исполнения аккредитива подрядчик должен предъявить в исполняющий банк заверенную копию государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и заверенную копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

5. Контракт, предметом которого является выполнение проектных работ, должен содержать следующие условия:

1) о согласии подрядчика (автора произведения архитектуры, градостроительства, автора проектной документации) на передачу технической документации (проектной документации), данных, содержащихся в ней, заказчику, третьим лицам, о возможности разглашения заказчиком третьим лицам данных, содержащихся в технической документации (проектной документации);

2) о согласии подрядчика (автора произведения архитектуры, градостроительства, автора проектной документации) на многократное применение разработанной проектной документации в качестве типовой проектной документации (проекта повторного применения);

3) об отказе подрядчика (автора произведения архитектуры, градостроительства, автора проектной документации) от права на участие в реализации своего проекта;

4) исключительные права на созданную по контракту проектную документацию в полном объеме приобретает Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, с момента подписания акта приемки проектных работ.

6. В случае если по контракту, предметом которого является выполнение проектных работ, подрядчик не является автором произведения архитектуры, градостроительства (автором проектной документации), подрядчик обязан обеспечить выполнение условий, предусмотренных в части 5 настоящей статьи, путем включения аналогичных условий в договор с автором произведения архитектуры, градостроительства (автором проектной документации).

 

Статья 2 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с даты официального опубликования настоящего Федерального закона.

 

Президент

Российской Федерации

 

Комментарий:

Екатерина Лезина, председатель правления ­некоммерческого парт­нерства «Экспертное сообщество ­профессионалов госзаказа»

К сожалению, предлагаемый законопроект не дает четкого понимания, с чем будет связано увеличение стоимости работ, при котором подрядчик вынужден будет предоставить дополнительное обеспечение. Будут ли это дополнительные работы, которые не были учтены в проектно-сметной документации, либо некие экономические процессы, происходящие в государстве и которые, например, приведут к гиперинфляции, девальвации и объективно не позволят подрядчику выполнять долгосрочные контракты, а соответственно, и работы по стоимости, которая была определена на момент заключения контракта. Кроме того, законопроект не дает четкого понимания, какой размер обеспечения обязательств должен применяться на дополнительный объем финансирования. Не ясно, в какой срок следует предоставлять такое обеспечение и какими будут последствия непредоставления.

В предлагаемом законопроекте законодатель, определяя перечень предметов контрактов, по которым возможно дополнительное финансирование в связи с увеличением стоимости работ, не включил в этот перечень контракты, по которым предполагается выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства. В то время как именно по таким контрактам чаще всего возникает необходимость в проведении дополнительных работ, которые не были учтены в смете.

Срок банковской гарантии для обеспечения дополнительного финансирования контракта, который законопроектом устанавливается в шесть месяцев пос­ле срока окончания контракта (против нынешнего месяца), тоже сложно объяснить.

Есть в законопроекте и некоторые противоречия нормам гражданского законодательства, которые на практике применения могут привести к судебным спорам. Так, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (ст. 711 ГК РФ). Одним из документов, которые заказчик представляет вместе с заявлением о разрешении на ввод объектов в эксплуатацию, является акт приемки объекта капитального строительства (ч. 3 ст. 55 ГрК РФ). Более того, у заказчика, как правило, есть еще и до­говор с третьим лицом на осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ. Если заказчик, который по каким-либо причинам не предоставит заявление с полным комплектом документов в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство, подрядчик, исходя из предлагаемой редакции ст. 110.1, не сможет потребовать оплаты оставшихся 15% от стоимости работ, так же как и не сможет предъявить заказчику штрафную неустойку за несвоевременную оплату по контракту, поскольку обязательство заказчика этих 15% по оплате возникнет в течение десяти рабочих дней с даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Что касается условий контрактов о передаче исключительных прав на проектную документацию, на наш взгляд, достаточным было бы указание на приобретение таких прав в полном объеме Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, от имени которых выступает заказчик, с момента подписания акта приемки работ. Поскольку право на передачу проектной документации данных, содержащихся в ней, возможности разглашения заказчиком третьим лицам данных, содержащихся в проектной документации, право на многократное применение разработанной проектной документации и т.п. и так принадлежат лицу, которому принадлежат исключительные права на объект интеллектуальной деятельности. Требование же о включении в договор субподряда условий о передаче исключительных прав на проектную документацию заказчику вообще невозможно реа­лизовать как де юре, так и де факто. Данным пунктом законодатель пытается осуществить регулирование правоотношений между подрядчиком и субподрядчиком, которые лежат уже вне плоскости регулирования Закона № 44-ФЗ, что само по себе является абсурдным. 

Дата публикации: 25/03/2014 18:07

Дата последнего обновления: 25/03/2014 18:07