Новая контрактная система на пороге

20/12/2013

Заместитель председателя Комитета НОП по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности, директор СРО НПП “Союзпетрострой-Проект” А. В. Уртьев обсуждает проблемы перехода к новой контрактной системе. 

До вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» остаются считанные дни. Эта тема затрагивается на конференциях и совещаниях, развернута подготовка кадров для заказчиков, Интернет пестрит приглашениями на обучающие семинары. Профессиональное сообщество связывало определенные надежды с принятием нового закона в части противодействия безудержному демпингу, установления справедливых расценок, возможности качественно выполнять свою работу, использовать высокоэффективные и инновационные технологии.

Как известно, цена заявки при проведении электронного аукциона является практически единственным критерием определения победителя. Однако создание объектов капитального строительства, в отличие от многих других объектов закупок, характеризуется длительной стадией их последующей эксплуатации (годы и десятилетия). В качестве определенных заградительных мер от недобросовестных исполнителей проектировщики и строители предлагали использовать предквалификационные процедуры и дополнительные критерии при подведении результатов торгов, таких как квалификация подрядчика и эксплуатационные расходы.

Закон №44-ФЗ предусматривает 3 варианта проведения конкурсов: открытые, с ограниченным участием (с предквалификацией) и закрытые. Использование предквалификации, особенно для конкурсов на выполнение работ высокосложного, инновационного или специализированного характера, является общепризнанной практикой общественных закупок на Западе и не считается ограничением конкуренции.

Согласно статье 32 Закона №44-ФЗ, для оценки заявок (помимо цены контракта) могут использоваться дополнительные критерии:

- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;

- квалификация участников закупки, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Однако порядок их использования должен быть определен подзаконными актами.

В середине года у участников торгов возникло опасение, что десятки предусмотренных Законом №44-ФЗ постановлений Правительства РФ не будут приняты к назначенному сроку, что блокирует его реализацию. Однако на конец ноября уже принято более 20 актов, только за 28 ноября выпущено 9 постановлений Правительства.

Одним из первых было опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 №2019-р "О перечне товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме". В этот перечень несколько неожиданно для строительного сообщества попал раздел 45 ОКВЭД “Работы строительные” (архитектурно-строительное проектирование осталось “за кадром”). Надо отметить, что Распоряжение распространяется только на случаи, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей. Однако в эту группу попадают все контракты до 20 млн. рублей, по которым Закон №44-ФЗ обязывает предоставлять преимущества субъектам малого предпринимательства. Т.е. малый строительный бизнес по-прежнему будет биться за контракты на электронных аукционах.

В Распоряжении №2019-р сделана оговорка “за исключением закупок, в случае осуществления которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс”. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в перечень товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, включены только особо опасные, технически сложные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения. В качестве дополнительных требований к участникам закупок указанное Постановление позволяет использовать лишь два: наличие опыта исполнения контракта и наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов. При проведении конкурсов на остальные объекты, например социальной инфраструктуры, предквалификация не используется.

Эффективность объекта капитального строительства не только на стадии строительства, но и последующей эксплуатации позволяет учесть контракт жизненного цикла. Возможность заключения подобных контрактов предусмотрена Законом №44-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" отнесло к таким случаям лишь системы транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также уникальные объекты капитального строительства. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" специально оговаривает, что в целом использование критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов)" возможно только в том случае, если контрактом предусмотрены дальнейшая эксплуатация. Т.е. при оценке заявок на конкурсы по проектированию или строительству расходы на последующую эксплуатацию не могут учитываться.

Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" определяет, что решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае подтверждения достоверности указанных фактов выносит не заказчик, а уполномоченный орган в лице Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по оборонному заказу. Это дает подрядчику определенную защиту от произвола заказчика, который к сожалению, иногда имеет место.

Интересно разворачивалась работа над Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом". В проекте, вынесенном на общественное обсуждение, понятие “сторона контракта” заменялось на ответственность исключительно поставщика (подрядчика, исполнителя), причем штрафы составляли от 20 до 100 процентов от цены контракта практически за любое нарушение условий контракта. Принятое Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 №1063 предусматривает штрафные санкции не только для подрядчика, но и заказчика, причем размер их ограничен в пределах от 0,5 до 10% в зависимости от суммы контракта. Пеня за просрочку определяется в процентах от ставки рефинансирования ЦБ РФ, с учетом уже фактически исполненных обязательств.

В целом подзаконные акты, основным разработчиком которых является Министерство экономического развития РФ, постепенно сводят на нет небольшие преимущества контрактной системы в сравнении с Законом №94-ФЗ. Остается выразить надежду, что практика обкатки контрактной системы, активная позиция национальных объединений, а возможно и вновь образованного Минстроя РФ подтвердят необходимость учета специфики строительной отрасли. 

Желаю всем успешной работы в наступающем году! 

Дата публикации: 20/12/2013 14:52

Дата последнего обновления: 20/12/2013 14:52