Новая редакция перечня национальных стандартов и сводов правил
30/10/2013
Начался процесс оценки регулирующего воздействия распоряжения Правительства РФ «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Документ подготовлен Министерством регионального развития России.
При подготовке проекта распоряжения на основании предложений пользователей из Перечня исключены следующие документы по вышеуказанным критериям:
1. ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация».
Обоснование: стандарт предлагается исключить из проекта Перечня, поскольку обязательность применения настоящего стандарта предусмотрена (закреплена) ссылкой на него во включенных в предлагаемый проект Перечня частях СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Документ предлагается включить в приказ Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. № 2079 (ред. от 10сентября 2013г.) «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
2. ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».
Обоснование: стандарт предлагается исключить из проекта Перечня, поскольку обязательность применения настоящего стандарта предусмотрена (закреплена) ссылкой на него во включенных в предлагаемый проект Перечня сводах правил (их частях): СП 50.13330.2012 «СНиП 23 - 02 - 2003 «Тепловая защита зданий», СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», СП 54. 13330.2011 «СНиП 31 - 01 – 2003 «Здания жилые многоквартирные».
3. ГОСТ Р 51164-98 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии».
Обоснование: стандарт предлагается исключить из Перечня, поскольку обязательность применения настоящего стандарта предусмотрена (закреплена) ссылкой на него во включенных в предлагаемый проект Перечня сводах правил (их частях): СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «СНиП 2.05.13-90 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и населенных пунктов».
4. ГОСТ Р 52748 - 2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения".
Обоснование: стандарт предлагается исключить из Перечня, поскольку основные его положения изложены в действующих сводах правил СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» и СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03 - 84* «Мосты и трубы».
5. СНиП 2.10.04 - 85 «Теплицы и парники».
Обоснование: проектная документация на данные виды объектов, относящихся к пониженному уровню ответственности, не подлежит обязательной экспертизе, а их строительство не подлежит государственному строительному надзору. Все вопросы контроля качества таких объектов решаются заказчиком – застройщиком в соответствии с условиями договоров на проектирование и строительство, т.е. на добровольной основе. Документы предлагается включить в «добровольный» перечень.
6. СНиП 30 - 02 - 97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».
Обоснование: здания, сооружения и поселения дачного типа, согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), не подлежат государственному контролю на предмет соответствия обязательным требованиям в форме экспертизы и государственного строительного надзора. В связи с этим выделение в документе обязательных пунктов или разделов лишено практического смысла. Документ предлагается включить в «добровольный» перечень.
7. СНиП 31 - 02 – 2001 «Дома жилые одноквартирные».
Обоснование: Здания и сооружения высотой до трех этажей, согласно Градостроительному кодексу, не подлежат государственному контролю на предмет соответствия обязательным требованиям в форме экспертизы и государственного строительного надзора. В связи с этим выделение в документе обязательных пунктов или разделов лишено практического смысла. Документ предлагается включить в «добровольный» перечень.
8. СНиП 12 - 03 - 2001 «Безопасность труда в строительстве». Часть 1. Общие требования;
9. СНиП 12 - 04 - 2002 «Безопасность труда в строительстве». Часть 2. Строительное производство.
Обоснование: Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», своды правил не отнесены к видам нормативных правовых актов, которые могут содержать государственные нормативные требования охраны труда. В связи с этим актуализированный в 2010 г. СНиП 12 - 03 - 2001 «Безопасность труда в строительстве». Часть 1. Общие требования был передан для утверждения в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по его требованию. СНиП 12 - 04 - 2002 «Безопасность труда в строительстве». Часть 2. Строительное производство. не актуализировался.
10. СНиП 31 - 05 - 2003 «Общественные здания административного назначения».
Обоснование: В процессе актуализации содержание данного СНиПа перенесено в состав СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» и отражено в Перечне.
11. СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Актуализация редакция СП 48.13330.2011.
Обоснование: Документ регламентирует правила взаимодействия между участниками строительства, разработки организационно – технической документации (ПОС и ППР), решение вопросов управления стройплощадкой, вопросы культуры производства и т.п. Взаимодействие между участниками совместной деятельности в условиях рынка устанавливается соглашениями между ними, а не государственными директивными предписаниями. Данный СП имеет по своей природе рекомендательный характер. Документ предлагается включить в «добровольный» перечень.
12. СНиП 2.01.28 - 85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию».
Обоснование: Документ по своему содержанию распространяется на проектирование полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов и в малой степени относится к документам, устанавливающим требования к зданиям, сооружениям и конструкциям. Основой данного СНиПа являются требования к применяемым технологиям переработки промышленных отходов (преимущественно химических), т.е. не к строительным, а к технологическим решениям. В России в нормативной практике в области строительства применялся принцип, согласно которому строительные нормы и правила (ныне СП) регламентируют архитектурно – конструкторскую часть проектной документации. Технологическую часть регламентируют нормы технологического проектирования, которые являются нормативными документами соответствующих ведомств и не входят в нормативную базу строительства.
13. СНиП 31 - 04 - 2001 «Складские здания».
Обоснование: В процессе актуализации содержание данного СНиПа перенесено в состав СП 56.13330.2011 «СНиП 31 - 03 – 2001 «Производственные здания» и отражено в Перечне.
14. СНиП 2.03.04-84 «Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур».
Обоснование: Документ предлагается исключить из проекта Перечня, поскольку его область применения очень узка, а основные положения, определяющие безопасность, отражены в СП 63.13330.2012 «СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции».
В проект Перечня с учетом предложений, поступивших от пользователей в процессе публичного обсуждения, и анализа практики применения строительных норм, дополнительно включены, направленные на обеспечение безопасности разделы и пункты следующих национальных стандартов и сводов правил:
1. СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования».
Обоснование: во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам».
2. СП 70.13330. 2911 «СНиП 3.03.01-87. «Несущие и ограждающие конструкции».
Обоснование: предложения включить этот свод правил в «обязательный» Перечень поступили от 20 организаций. Положения документа непосредственно влияют на механическую безопасность зданий и сооружений, в нем определены требования к производству и приемке различных видов работ на стройплощадке, объему исполнительной документации и к организации строительного производства.
3. ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».
Обоснование: при монолитном строительстве основная часть работ осуществляется на строительной площадке, куда бетонная смесь поставляется заводами-изготовителями. При этом прочность бетона может снижаться до 14 % при транспортировке и до 16 % при его укладке, при неправильном соблюдении технологии бетонирования в зимнее время прочность бетона также существенно снижается. Выполнение требований этого стандарта обеспечивает достижение принятых при проектировании расчетных и нормативных сопротивлений бетона конструкций и, таким образом, влияет на механическую безопасность зданий и сооружений.
4. ГОСТ Р 31108-2003 «Цементы общестроительные. Технические условия».
Обоснование: цемент является важнейшим строительным материалом, т.к. от его характеристик зависит прочность большинства несущих строительных конструкций. Выполнение требований данного стандарта обеспечивает механическую безопасность зданий и сооружений.
Таким образом, проект актуализированного Перечня содержит 81 документ (часть документов) – на 10 меньше, чем в действующей редакции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р.
Проект актуализированного перечня позволит устранить существующие противоречия между действующей редакцией Перечня, и реальным содержанием актуализированных национальных стандартов и сводов правил. Таким образом будет достигнуто снижение уровня неопределенности в применении нормативных документов, устранение избыточных нормативных барьеров в проектировании и строительстве, улучшение условий работы контролирующих надзорных органов и, в конечном итоге, повышение эффективности государственного регулирования в градостроительной сфере.
Дата публикации: 30/10/2013 21:40
Дата последнего обновления: 30/10/2013 21:40