Проект деревянного экоквартала в центре Москвы

24/05/2018

Новый квартал деревянных многоэтажек скоро может появиться совсем рядом с комплексом «Москва-Сити», на территории микрорайона «Камушки». Идеологом проекта выступил Сокольский деревообрабатывающий комбинат, который активно продвигает новые материалы в современное деревянное строительство. Архитектурную часть проекта разработал Тотан Кузембаев. Мы попросили архитектора рассказать не только о новом квартале, но и о  перспективах возведения высотных деревянных домов в современном городе.  

WB365: Когда Вам поступило предложение спроектировать городской квартал деревянных домов, Вас не удивило его будущее местоположение и этажность?

Тотан Кузембаев: Я к этому был готов. Весной прошлого года, на фоне активного обсуждения планов московской реновации, возникла идея возвести эко-квартал, чтобы продемонстрировать современные технологии деревянного домостроения и вписать их возможности в план развития Москвы. Мы решили, что далеко ходить не надо — рядом район «Камушки», его и выбрали. Место интересное — в случае строительства нового квартала родится визуальный контраст: рядом будут стоять небоскрёбы и деревянные дома. 

Этажность домов будущего квартала тоже не удивила. У себя в мастерской мы проектируем невысокие виллы и коттеджи, но наши зарубежные коллеги давно создают многоэтажные жилые и офисные здания из древесины. Я сам в поездках видел примеры такого строительства, мне было интересно и в то же время обидно, что ничего подобного нет в России, хотя мы и являемся «деревянной державой». Но обстоятельства изменились, была поставлена задача разработать проект деревянного городского квартала. Правда, этажность у нас запланирована скромная — максимум 7 этажей. Так что, если меня что-то и удивило, так это переход от обсуждения планов к их воплощению.

 

WB365: Подготовлено два проекта: один — для Московской области, другой  — для  Москвы. Над каким из них Вы начали работать раньше? На какой стадии сейчас находится работа над проектами?

Тотан Кузембаев: Первым был московский квартал. Мы разработали концепцию, подготовили презентацию проекта. Сейчас начали делать фильм, чтобы в коротком сюжете быстро объяснить суть идеи всем тем, от чьих решений зависит продолжение работ в этом направлении. Надеемся показать этот фильм в феврале. Второй этап работы – район в Солнечногорске. Там запланирован квартал из невысоких домов, до 4-х этажей. Сейчас мы разрабатываем его концепцию. 

Однако на пути к реализации этих проектов очень много препятствий. Мы налаживаем отношения с местными администрациями, с теми, кто будет эксплуатировать построенные дома. Проблема в том, что по существующим техническим нормам вообще невозможно строить деревянные многоэтажки. Надо нормы менять, и в этом вопросе мы нашли  поддержку и в Минстрое, и в Минпромторге. Без изменения сводов правил не будет юридического основания для приёмки наших домов, никто не возьмёт на себя ответственность, не подпишет документы о вводе в эксплуатацию. А нормы устаревшие: и СНиПы, и требования пожарных. Всем специалистам хорошо известно, что конструкционные элементы из продуктов глубокой переработки древесины не так уж и горят, они обугливаются и предсказуемо сохраняют несущие свойства, так что иной раз у них сопротивляемость огню выше, чем у металла. Пока у нас нет обновлённых норм, дальше концепции сложно продвинуться, но, чтобы поменять нормы, как раз и приходится делать концепции, показывать, рассказывать... Надо с чего-то начинать, найти точку опоры.

 

WB365: Есть ли принципиальная разница, с точки зрения архитектора, в проектировании домов, возводящихся с использованием каркасно-панельной технологии и домов из CLT-панелей?

Тотан Кузембаев: Я не вижу в этом никакой разницы, кроме эстетической. CLT-панели сейчас в моде, хотя они и стоят дороже, и их надо закрывать отделкой. Если бы мы их оставляли неприкрытыми, и нормы бы это позволяли, тогда CLT-панели были бы хороши. Но в Солнечногорске, например, у нас все дома снаружи будут облицованы какими-то негорючими материалами, а деревянным остаётся только несущий каркас. Он позволяет вести стройку круглый год — нет мокрого процесса, что даёт некоторые экономические выгоды. Дома в Солнечногорске будут конструктивно схожи с одним офисным зданием в Швейцарии, которое мне показывали европейские коллеги. Они хвастались тем, что дорого сдают эти офисы. Но в том здании не было видно дерева, потому я попросил его показать, Они сняли панель со стены, и я увидел мощные, очень красивые клеёные конструкции. Я говорю: «Как же так, такую красоту не видно»? Они отвечают: «Зато все знают, что здание построено из дерева, поэтому людям здесь приятно находиться и помещения снимают охотно, несмотря на высокую арендную плату».

Почему-то сегодня, когда мы начинаем оценивать результат какой-то работы, у нас всегда в первую очередь во внимание берётся экономика, а многие важные этические стороны игнорируются. Экономический эффект...

Экономический эффект вполне может сочетаться с испорченной окружающей средой, и, чтобы избежать этого, в наши дни всё чаще применяются более дорогие технологии, например, альтернативное энергоснабжение. Да, это невыгодно, гораздо дешевле и проще нефтью топить, но, на мой взгляд, это, наверное, правильный путь. Не всегда «дёшево» совпадает с «хорошо». И общество должно быть готово к такой постановке вопроса.

 

WB365: Какие «малоэтажные» технологии и средства художественной выразительности могут быть применены в многоэтажном строительстве, а какие — категорически ему противопоказаны?

 

Тотан Кузембаев: Таких нет, я их не знаю. Все приёмы, которые используются в малоэтажном домостроении, зачастую можно перенести на многоэтажное, чтобы, например, изжить бедность и безликость фасадов многоэтажек. В то же время, существует и обратный процесс — строят малоэтажные дома с фасадом из сплошного стекла, чтобы постройка «слилась» с природой. Поэтому сказать, что этажность дома как-то влияет на его декорирование, думаю, не совсем верно. Всё зависит от архитектора, от его мастерства.

 

WB365: Какие преимущества получат будущие жильцы проектируемых кварталов? Удастся ли создать экологический оазис в городе за счёт того, что дома будут деревянные? 

Тотан Кузембаев: Дерево — можно сказать, дружественный человеку материал. Мы построим деревянный дом — там будет другой воздух, но этот «дух деревянный» не будет означать, что воздух чистый. И, конечно же, в деревянном доме чувствуешь себя по-другому психологически. Тот же эффект, что в том самом швейцарском офисном здании: арендаторы знают, что каркас дома деревянный, а значит ощущения от пребывания в таком здании более комфортные. 

Однако я думаю, что экологическая обстановка зависит не от материала домов. Какая разница, из чего они построены, если количество автомобилей превышает все мыслимые пределы, если нет подземных паркингов, а жильцы забили машинами все дворы. Пока мы не изменим эту ситуацию, я полагаю, мы не продвинемся далеко. Всё зависит от человека. Снова встаёт вопрос из области этики: так ли уж нужны семье три автомобиля или достаточно одного? Нельзя думать, что организовав зелёный бульвар, застроенный деревянными домами, мы этим решим проблему экологии. Чтобы добиться улучшений в этой области, надо как-то ограничивать себя.

 

WB365: То есть, получается, что в Москве экологический островок появится не тогда, когда появятся деревянные дома, а когда живущие в них люди будут вести себя соответственно: ходить пешком, пользоваться общественным транспортом или какими-то экологическими видами транспорта индивидуального?

Тотан Кузембаев: Да. Я сам не так давно отказался от использования автомобиля, пользуюсь общественным транспортом, а на работу хожу пешком. Кроме того, за последние несколько лет стали намного более доступными сервисы такси. Я полагаю, в некоторых случаях дешевле использовать такси, а не собственный автомобиль. При этом отпадает необходимость поиска парковки.

 

WB365: Мы говорили о Москве. А какие преимущества может дать деревянный квартал жителям подмосковного города, где и так природа кругом?

Тотан Кузембаев: Не совсем так. Посёлок находится между Солнечногорском и Зеленоградом. Площадка, о которой мы говорим, — это Менделеево. Эти места я знаю давно: в Зеленограде я начинал свою творческую деятельность, долго работал в «Моспроекте-2». Это был зелёный город, окружённый лесом, машин было мало. Широкие улицы были пустыми, круговые развязки обеспечивали бессветофорное движение. А сейчас посмотрите на Зеленоград: будучи одним из районов Москвы, он ничем не отличается от любого другого района, там такие же пробки, то же самое и в Менделееве. Сказать, что там кругом природа, уже нельзя. Да, вокруг лес, но он плотно застроен малоэтажными посёлками. Теперь там типичная городская среда. А с помощью деревянных домов мы надеемся сделать эту среду более человечной что ли. Там будет много зелени, будут 3—4 этажные каркасно-панельные дома. Эта технология не предусматривает большую этажность и даёт нам хороший шанс сделать среду, соразмерную человеку. Ведь сейчас любой инвестор, имеющий 2—3 гектара земли, всегда старается вместить в возводимые им корпуса максимум площадей, и его логику можно понять. Результат же этого подхода — человека не видно на фоне небоскрёбов. Я не люблю высотки, считаю, что в России дома должны быть малоэтажными. У нас не очень большое население, а земли много, и все люди могут быть ближе к земле, на земле жить.

Я всегда говорю: что из дерева ни построй — плохо не будет. Даже если что-то сделаешь неправильно, всё равно будет красиво, будет какое-то равновесие. Дерево нам помогает и здесь. Можно строить лишь 4 этажа? Ну и отлично! Зачем выше? Проблема в другом — мы свой лес просто продаём китайцам или европейцам, а они уже занимаются его переработкой, отрабатывают технологии и предлагают нам дома. Леса в России много, он есть даже в Подмосковье и надо, наконец, научиться его правильно использовать. Вот подход, который оздоровит, на мой взгляд, и экологию, и окружающую среду… 

Мне кажется, именно к этому и надо стремиться. Мы же часто видим по телевизору, что в Сибири на огромных территориях лес вырубают и увозят, что в Подмосковье короед уничтожил тысячи деревьев и что кругом — заборы и стройки. Такое варварское отношение к лесу приводит к катастрофическим изменениям климата. Да и просто дышать нечем. Ценить те ресурсы, которые имеем, правильно их возобновлять, строить, используя все возможности современных технологий — отличное решение вопроса. Вот чему мы должны научиться сами и чему должны научить своих детей и внуков.

https://russian.worldbuild365.com/news/i89yuvzyc/stroitelstvo-i-arkhitektura/est-li-budushchee-u-derevyannykh-mnogoetazhek

Дата публикации: 24/05/2018 10:47

Дата последнего обновления: 24/05/2018 10:47