Комитет по строительству расторгает контракты

03/04/2018

За последние 3,5 месяца Фонд капитального строительства Петербурга расторг 26 соглашений с бизнесом на сумму 5,2 млрд рублей, сообщает “ДП”. В Смольном говорят, что это часть работы по наведению порядка в системе строительного госзаказа. Но экспертов беспокоит, что власть опять начинает не с решения проблемы по существу, а со стихийной чистки.

Фонд капитального строительства и реконструкции выполняет роль заказчика при заключении госконтрактов по линии комитета по строительству. С начала этого года фонд расторг 26 контрактов. Правда, в комитете по строительству настаивают на том, что в этом году расторгли лишь 10 контрактов: шесть по инициативе фонда и четыре по соглашению сторон. А в остальных случаях, по словам чиновников, подрядчики отказались исполнять взятые на себя обязательства в одностороннем порядке. Формально такие ситуации чиновники не считают расторжением, хотя на деле объект остается без подрядчика и в документах используется соответствующая формулировка.

По словам чиновников, причины расторжения контрактов различны. Но самые распространенные — это некачественное выполнение работ и регулярный срыв сроков, прописанных в договоре. "Одним подрядчикам не хватает оборотных средств, другим — техники, третьим — персонала нужной квалификации. Чтобы снизить социальную напряженность и ускорить работу по завершению необходимых городу объектов, контракты приходилось разрывать", — уточнили в пресс–службе комитета по строительству. И добавили, что после аудита лоты снова попадут на торги. "Мы начали наводить порядок в строительной отрасти", — заявил вице–губернатор Игорь Албин на вопрос о причинах происходящего.

Порядка системе госзаказа в строительной отрасли действительно не хватает. Власти города, похоже, пытались исправить ситуацию жесткими кадровыми решениями. Зимой 2016 года пост главы комитета по строительству покинул Михаил Демиденко. Осенью 2017 года ушел в отставку Сергей Морозов. И справится ли с задачей нынешний руководитель — Леонид Кулаков, назначенный на должность в феврале 2018 года, пока не ясно. Но его пост участники рынка уже называют "расстрельным".

"Проблема не в том, как музыканты сидят в квартете, а в том, что они не умеют играть. Так же и с кадровыми перестановками в комитете. Проблему они не решат, потому что она глубже — в самой системе госзаказа: в организации работы, в отсутствии нормальных коммуникаций между бизнесом и властью, а также между разными комитетами Смольного и в негибкой системе финансирования госконтрактов", — говорит один из собеседников "ДП".

"Корень зла в том, что проектная документация, с которой ведомство выходит на аукционы, бывает очень низкого качества. Начинаешь по ней работать, и уже в процессе выясняется, что нужно сделать массу работ, которые в смету не заложены. Причем за свой счет, поскольку менять условия госконтракта в процессе его исполнения нельзя", — считает еще один подрядчик.

"Отдельная беда — взаимодействие подрядчиков с генподрядчиком. Конечных исполнителей часто оставляют без денег. Мы несколько раз были в такой ситуации. И заказчик никогда нас не защищал, поскольку у него договор с генподрядчиком, а все, что ниже уровнем, не в его компетенции", — заключил еще один собеседник "ДП".

Такая ситуация сложилась в городе с 2012 года, когда Смольный переложил создание социальной инфраструктуры на застройщиков. С тех пор власти последовательно сокращали финансирование таких строек из бюджета. Между тем Фонд социальных обязательств строителей (ФСО), который должен решить проблему создания социальной инфраструктуры в городе, до сих пор не создан.

"Нужны единые правила игры. И очень важно, чтобы размер отчислений на инфраструктуру был зафиксирован на бумаге на несколько лет и его не меняли в одностороннем порядке по воле чиновников. Надеемся на конструктивный диалог и реальный результат", — заключил еще один застройщик.

Город не строит инфраструктуру в достаточном объеме, и это бремя ложится на застройщиков. Причем чем дальше, тем больше. Застройщики идут на это, поскольку понимают, что жилье без школ и детских садов не будет комфортным для жизни и не будет пользоваться спросом. Но по большому счету город должен сам строить объекты инфраструктуры на государственные средства, в том числе и на те, которые застройщик платит в бюджет города в виде налогов. То есть прямая обязанность застройщика — платить налоги, а не строить такие объекты.

ЭДУАРД ТИКТИНСКИЙ, президент Группы Rbi

Задача властей — тратить 24 млрд рублей в год на строительство социальных объектов: школ и детсадов. Но где взять эти деньги — вопрос до сих пор открытый. Фонд социальных обязательств застройщиков не создан. И вопрос о его формировании за последние полгода не сильно продвинулся вперед. В этой связи история с активным расторжением госконтрактов мне непонятна. Как в такой ситуации чиновники будут исполнять бюджет и строить инфраструктуру? Или в очередной раз снимут главу комитета по строительству? Но я не уверен, что это реально исправит ситуацию.

АЛЕКСЕЙ БЕЛОУСОВ, генеральный директор Объединения строителей Петербурга

 

Дата публикации: 03/04/2018 10:39

Дата последнего обновления: 03/04/2018 10:39