Дискуссии о проектировании накануне Дня строителя

05/08/2021

Прежде всего, поздравляю всех с праздником «День строителя» и хочу напомнить, что 6 сентября 1955 вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника Дня строителя»  с предписанием отмечать его каждое второе воскресенье августа, и впервые День строителя официально отметили 12 августа 1956 г. Знаменательно совпадение амбициозности  провозглашенных тогда и сегодня целей: Н.С. Хрущев об обеспечении каждой советской семьи отдельной квартирой и через 65 лет Указ  Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «… об улучшении жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и др.».   Достижение этих целей и тогда, и сейчас, естественно, возложено на строительное сообщество, и  мероприятия по реализации поставленных задач перед строительством  должны возродить  престиж профессии, создать приемлемые условия работы специалистов всех профилей в строительстве, вернуть желание трудоспособного населения идти в эту непростую отрасль. При Хрущеве это получилось, и сейчас со сменой руководства Минстроя, надеюсь, получится.

По первому вопросу. В ранний период истории СССР проектирование являлось одним из наиболее «узких мест» строительства, по сути являясь «индивидуальным кустарным проектированием». Только в 1929 г. в стране начинали создавать проектные организации. Проектные конторы разделялись по территориальному признаку - республиканские и местные. К 1930 г. советское правительство своими постановлениями официально (де-юре) запретило всякую частную проектную практику (а еще раньше – исключило ее возможность де-факто). Известно, что в этот период проектное дело встраивается в единую  всесоюзную формируемую иерархическую структуру административно-командного подчинения. По мере развития народного хозяйства стали появляться отраслевые проектные организации, составившие на многие годы до перестройки основу проектирования в СССР.

        Я в проектировании, точнее в проектировании инженерной инфраструктуры и инженерного обеспечения объектов строительства, которые в советский период финансировались по остаточному принципу, с 1964 года. Я даже в воспоминаниях далек от романтических восторгов от тех времен. Работали много и трудно, но работали с воодушевлением и с гордостью от того, что вместе со всем строительным сообществом созидали наш великий город и всю страну. Именно вместе: заказчики, проектировщики, строители, надзорные и партийные органы, эксплуатационники, согласующие и утверждающие организации. Бюрократии и тогда было много, но все решалось совместно и без стремления отхватить побольше  денег. Все получали зарплату по общесоветским тарифам и, иногда, премии. Выбивали лимиты на материалы и оборудование. Чертежи оформляли вручную через техников, чертежниц и копировщиц, и это были произведения искусства. Экспертиза проводилась сурово, но по существу – проверка прочности, устойчивости и качества, а также безопасности строительства, и никогда не была обидной.  В ней служили монстры своего дела, приглашенные, а не приходящие с улицы. Экспертиза проводилась не тотально, а только по значимым объектам.  Проектировщики – креативная часть строительного сообщества, они всегда были в почете, к их мнению прислушивались, без них невозможно было строить, их успехи наглядно видны повсюду. Роль проектировщиков проявилась еще в процессе становления Советского Союза, но особенно при перебазировании промышленности на восток в начале Великой Отечественной Войны и при ликвидации разрушительных последствий войны после Победы.

По второму вопросу.  За прошедшие годы все изменилось. Применение  персональных компьютеров и современного программного обеспечения изменили технологию проектирования  и скорость работы. Забыты такие слова как кульман, ватман, рейсшина, рейсфедер, калька, синька… Но когда много чертили, много и думали, искали информацию в справочниках, изучали ГОСТы, СНИПы, инструкции… С применением компьютеров перестали учиться и думать, надеясь на информационную базу интернета. Информацию смотрят отрывками, не понимая комплекса требований и заложенные в нормативах идеи. Используют готовые шаблоны, фрагменты, их привязывают, переделывают, переписывают,  сохраняя ошибки и делая новые. Но сроки проектирования не уменьшаются, так как перед началом проектирования, как и в его процессе, после выполнения чертежей и текстовых документов нужно произвести очень много действий, требующих включить голову. И тут не помогает вузовское образование, на качество которого любят ссылаться на всех уровнях власти. Тут нужно конкретное знание выполняемого дела, а это и есть опыт, который приобретается при работе под руководством опытных товарищей. Нужен склад ума проектировщика, при отсутствии которого лучше за проектирование не браться. Говоря о проектной деятельности, нельзя не вспомнить слова известного французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня: «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудрым бываешь лишь собственной мудростью. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг наполненный». Надо добавить, что вместе с изменением общественного строя появился  и человек нового поколения. Приходящие на работу в последнее десятилетие выпускники с трудом вливаются в коллектив проектировщиков, представляющий собой слаженную команду специалистов старой закалки.

По третьему вопросу.  Времени на проект уходит ровно столько, на сколько смогла согласиться проектная организация при заключении контракта. Раньше при плановом порядке работали на год вперед, теперь получается то же самое, уж больно велик хвост завершающих действий, но выполненную работу оплачивают только после прохождения всех административных барьеров (за дополнительное время не платят), хотя это противоречит законодательству. Конечно, очень интересны и перспективны сегодняшние новации, особенно, новые компьютерные программы и  BIM-технологии, 3D-принтеры, различные гаджеты и виджеты, и ими надо заниматься при финансовых возможностях и окупаемых потребностях. Однако проектные организации на настоящий момент не имеют необходимых средств, они и так делают очень многое бесплатно, включая огромное количество экземпляров проектной продукции на бумаге, от которых никто, несмотря на тотальную цифровизацию, не отказывается.

По четвертому вопросу. Этот вопрос самый главный, из-за него я включился в эту дискуссию.  В период перестройки,  всеобщей либеризации и призывов создавать частный бизнес буквально расплодилось огромное количество небольших проектных контор  с разным уровнем профессионализма. При строительном  буме конца восьмидесятых благополучие росло, потом  начало качаться как на волнах, когда законотворческая лихорадка, охватившая всю страну, захлестнула и строительную отрасль,  которая всегда была самой нормативно-организованной, а оказалась самой зарегулированной  из всех отраслей народного хозяйства. Больше всего от этого шквала сознательно или бессознательно принятых  законов, постановлений, положений и других нормативных документов пострадало проектное бизнес-сообщество, необеспеченное никакими гарантиями стабильности своей дальнейшей деятельности.

Сегодня большая часть коммерческих проектных и изыскательских  организаций (и в том числе большинство малых предприятий) находится в бедственном положении из-за существующего порядка распределения заказов и стремления заказчика получить побольше маржу, считая экономию на проектных решениях идеальным вариантом. Парадоксальность  ситуации в том, что доля  затрат на проектирование в общем объёме расходов на строительство снижается катастрофически. При численности, составляющей примерно 10% от численности занятых в строительстве, объем затрат на про­ектно-изыскательские работы в ин­вестиционном цикле  составляет всего 3-7% от стоимости строительства, что в два-три раза ниже, чем в ми­ровой практике. Средняя зарплата проектировщиков на настоящий момент является недостаточной в условиях инфляции и повышения тарифов. Эта зарплата в условиях инфляции уже лет десять стабильна и, будучи когда-то вполне приличной, сейчас не обеспечивает достойного человеческого существования.   Последствия бедственного положения проектировщиков – падение престижа профессии и катастрофа с кадрами.

Не буду останавливаться на перечне решений, законов, постановлений, в результате принятия которых создалась  описанная выше ситуация. Предложу короткий список мероприятий, который  может изменить сложившуюся ситуацию.

·                

Вывести из-под юрисдикции законов от 05.04.2013 №44-ФЗ и от 18.07.2011№223-ФЗ «..о закупках…» проектирование  и изменить  критерии выбора, основываясь на том , что нельзя приравнивать неодушевленные предметы, имеющие на момент продажи себестоимость по произведенным затратам и некоторый люфт в цене от условий поставки, к проектной документации – это не товар, выставленный на продажу, это  творческая модель будущего объекта,  созданная коллективным трудом заказчика, проектировщика и многочисленных органов экспертизы и надзора, и  цена его не образуется только затратами физического труда и стоимостью канцелярских товаров.

·                

Изменить порядок определения стоимости проектных работ, добавив к цене работ по сборникам цен, которая покрывает реально только 30% трудозатрат, требующихся для доведения документации до сдачи-приемки, трудозатраты на огромный неоплачиваемый объем работ, связанный с переделками из-за изменения Задания, из-за несоответствия изыскательских материалов реальности,  из-за хотелок  согласующих, экспертных и надзорных организаций,  потери времени на сами согласования  и участие в экспертизе,  а также добавить стоимость дополнительных экземпляров, которые готовятся  для экспертизы и согласований, которые полностью минимум три раза в полном комплекте выпускаются в процессе проектирования, и никто не отказывается от бумажных копий.

·                

Перевести в разряд рекомендательных документов Приложение к Постановлению Правительства РФ от 16.08.2008г., как принесшее огромный моральный и материальный ущерб от своего внедрения. После этого надо уточнить некоторые понятия, определиться, наконец, со стадийностью проектирования и  сократить объем документации до необходимого для стройки  и, частично, для экспертизы и согласований.

·                

Повысить ответственность заказчика за результаты подготовки документации для строительства и самого строительства наряду с подрядчиками.

·                

Наложить мораторий как минимум на год на изменения и актуализацию действующих нормативов и, в первую очередь, в отношении Градостроительного кодекса, претерпевшего с 2004 года изменений на более чем 120 редакций.  За год вместе со строительным сообществом проанализировать особенности государственного регулирования отрасли с учетом современных реалий  по объемам инвестиций государства и частных инвесторов.

·                

Последнее и основное. Вспомните слова экс-главы Минстроя России Владимира Якушева «Количество проектных институтов, которые качественно могут проектировать, должно в России возрасти в разы. Проектную отрасль нужно поднимать на совершенно другой уровень».  Это правильные слова и, учитывая усиление за­висимости проектировщиков от заказ­чиков и строителей, представляется, что необходимо вернуться к организации проектирования, отлично зарекомендовавшей себя  до 90-х годов прошлого столетия, по отраслевому и территориальному принципу. Не должен профессионал в  отдельном виде проектных работ (тем более сложившаяся команда проектировщиков,  отделившаяся при ликвидации проектного института)  бегать в поисках работы. Это нерентабельно для всех – и государства, и инвесторов.  Образование отраслевых и  муниципального подчинения проектных организаций (а этот процесс уже идет, например, у Росатома, в военно-промышленном комплексе, в госкорпорациях, а в Москве и не прерывался)  резко повысит финансовое обеспечение проектировщиков, обеспечит подготовку кадров и, главное, предотвратит все неприятности, связанные с качеством, надежностью и безопасностью строительства. Эти организации могут быть  любой формы собственности и  выступать в качестве и дочерних предприятия, и субподрядчиков с длительными контрактами. Подобная реформа резко изменит весь рынок проектирования и уберет с него организации-однодневки и псевдопроектные организации, с другой стороны, избавит проектировщиков от участия в унизительных процедурах  закупок. Тогда появится 57-й вид закупки «от единого поставщика» или, наконец, проектирование исключат из видов работ по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.  Капитальным  строительством  прямо или косвенно занимаются более 70 отраслей национальной экономики и все регионы страны, включающие потребности сотен  территориальных образований, нуждающихся  в разных видах строительства, и всюду требуются свои проверенные, надежные и патриотически настроенные профессионалы- проектировщики.

С уважением, Роман Рафаилович Рыбаков, почетный строитель, председатель Совета АПО «Союзпетрострой-проект» 

Дата публикации: 05/08/2021 14:47

Дата последнего обновления: 05/08/2021 14:47