Опыт столицы по решению градостроительных вопросов

16/11/2020

Интервью “ДП” с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андреем Бочкаревым (в сокращении).

Коронакризис привёл к повальному сокращению бюджетов, пересмотру госконтрактов и отказу от ряда знаковых инфраструктурных проектов. В Петербурге, например, пришлось перенести сроки строительства четвёртой линии метро. Как кризис 2020 года отразился на финансировании строительства объектов в Москве?

— Строительная отрасль Москвы создаёт порядка 19% ВРП, это серьёзный вклад в экономику города. На каждый бюджетный рубль, вложенный в строительство инфраструктуры, город получает три рубля частных инвестиций. Строительный комплекс обеспечивает работой порядка 1 млн человек — специалистов отрасли и смежных отраслей, генерирует новые рабочие места в Москве. Учитывая всё это, ни от одного инфраструктурного проекта, кардинально влияющего на жизнь города и горожан, мы не отказались.

А уж что касается метро, то для столицы это приоритетный проект. Поэтому даже в текущих условиях мэром Сергеем Собяниным принято решение не только не притормаживать работы, а напротив — ускорить строительство подземки. Метро для Москвы — больше, чем просто транспорт — это объект жизнеобеспечения, без которого город просто встанет. 70% москвичей предпочитают другим видам транспорта именно метро.

Задача, поставленная мэром, — к 2025 году завершить удвоение протяженности подземки и обеспечить станциями в пешей доступности не менее 90% москвичей. Только в этом году мы уже открыли 6 новых станций и до конца года завершим строительство ещё трех. В Адресной инвестиционной программе Москвы на 2021–2023 годы заложены средства на сооружение ещё более 58 км линий, 25 станций метро и четырех электродепо.

Активное жилищное строительство в Москве поддерживается развитием транспортной инфраструктуры. Петербург в этом плане безнадёжно отстаёт. Одни из крупнейших подрядчиков города  ЗАО "Пилон" и Метрострой  находятся в предсмертном состоянии. На этом фоне велись разговоры о возможном приходе московских подрядчиков на петербургский рынок. По вашему мнению, вероятны ли такие сценарии? Справятся ли компании с московскими объектами, если начнут массовый переезд в Петербург?

— В Москве, как я уже сказал, реализуется масштабная программа метростроения, все имеющиеся силы брошены на её реализацию. В то же время московские метростроевцы получают немало предложений из разных городов и даже стран строить метро. Единый оператор строительства московского метро — городская компания "Мосинжпроект" — входит в сотню крупнейших инжиниринговых компаний мира и наработала колоссальные компетенции. По соотношению цена — качество — сроки, мы способны конкурировать с европейскими и азиатскими подрядчиками. Так что метростроители Москвы открыты для предложений.

В Москве по программе реновации построили уже около 70 домов. У нас в Петербурге в этом году только лишь снесли первую хрущёвку. На ваш взгляд, можно ли применить московский опыт в Северной столице, чтобы ускорить реновацию?

— Универсального рецепта для всех не существует. Каждый город, в том числе, и Москва, и Петербург, имеют свои особенности. О том, почему в Москве программа активно пошла, можно говорить в силу целого ряда причин. В первую очередь, потому, что ещё до старта программы реновации мы уже наработали колоссальный опыт, реализуя "старую" программу сноса пятиэтажек первых серий панельного домостроения. В новые квартиры мы переселили более 200 тысяч москвичей, снесли почти 1800 хрущевок, в которых они жили, и построили на их месте новые дома. Уже тогда это была реновация в чистом виде — просто никто её так не называл. То есть у нас был опыт, была профессиональная команда. Во-вторых, чтобы начать переселение жителей, мы привели к высоким стандартам реновации уже готовые дома, которые город строил за свой счёт по иным программам. Кстати, подобрать свободные пятна под застройку было крайне непросто, особенно в центре города. Сложность ещё и в том, что у нас реновация предусматривает не точечную застройку, а комплексную, с инфраструктурой и благоустройством, плюс мы гарантировали москвичам сохранение района проживания. Так что слепо копировать московский опыт было бы, наверное, неправильно. Опираться надо на свою специфику.

В скором времени у Петербурга может появиться своё "Зарядье"  "Тучков Буян". Ознакомились ли с проектом победителя архитектурного комплекса? Что можете о нём сказать?

— По опыту парка "Зарядья" — уникального парка, созданного нами в историческом центре Москвы на месте снесённой гостиницы "Россия" — могу точно сказать: такие проекты приносят городу только плюсы, повышают его туристическую привлекательность. Всего за три года "Зарядье" вошло в топ-5 достопримечательностей Москвы, парк стал новой визитной карточкой не только столицы, но и России, одной из самых посещаемых достопримечательностей. Более того — это яркий пример грамотной организации общественного пространства в самом "сердце" мегаполиса, с сохранением исторической идентичности прилегающих улиц. Мы ведь не только парк построили, но и отреставрировали и благоустроили Варварку и переулки, Москворецкую набережную.

Судя по стремительному появлению проектов платных трасс в крупных городах в скором времени будет всё меньше общедоступных дорог. Будущее — за платными трассами?

— Москва за свой счёт построила за последние 10 лет более 1000 километров городских дорог. Мы полностью реконструировали 15 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД, — общедоступные, бесплатные для всех. В течение ближайших трёх лет построим ещё порядка 270 км дорог, в том числе завершим самый грандиозный дорожный проект — 4 новые хордовые магистрали (Северо-Западная хорда уже готова, Северо-Восточная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада в активном строительстве) — скоростные, многополосные, бессветофорные.

Что касается появления платных трасс, то это общемировой тренд, и его, конечно, не избежать таким мегаполисам, как Москва и Петербург. Но альтернатива всегда должна быть.

Дефицит земли — актуальная проблема для петербургских застройщиков. Как обстоят с этим дела в Москве?

— Для Москвы это актуальная проблема, особенно в исторической части города с плотной застройкой. Но главный градостроительный курс у нас — полицентрическое развитие с созданием точек роста в срединной и периферийной частях города, комплексное и сбалансированное развитие этих районов. Им и основной приоритет. Речь идёт не только о Новой Москве — огромной территории, где много свободных участков под застройку, и которая обладает высокой инвестиционной привлекательностью для девелоперов, но и бывшие заброшенные промзоны в "старой" части города. Сегодня они успешно осваиваются застройщиками — за последние 10 лет в промзонах построено 806 различных объектов недвижимости площадью 24,5 млн м2, включая 17 млн м2 жилья, 64 социальных объекта и 135 зданий административно-делового назначения.

Ещё одна наша масштабная программа — обустройство прибрежных территорий Москвы-реки, многие из которых также десятилетиями были "мертвыми зонами". Плюсы таких проектов очевидны — это и новые жилые кварталы с необходимой инфраструктурой, включая транспортную, в пешей доступности, и рабочие места, и пространства для отдыха и досуга. Конечно, инвесторов они привлекают.

Что касается исторического центра, то большей частью здесь ведётся не строительство, а реконструкция и реставрация зданий. Создаём в центре удобные и комфортные общественные пространства — пешеходные зоны, скверы и так далее. Иными словами — развиваем центр как культурное ядро.

https://www.dp.ru/a/2020/11/06/Renovacija__zastrojka_cent

Дата публикации: 16/11/2020 12:18

Дата последнего обновления: 16/11/2020 12:18