И снова о Национальном реестре специалистов

07/02/2020

Создание Национального реестра специалистов, по мнению авторов программы, должно было оградить строительную отрасль от сомнительных компаний. Создание этого реестра предусмотрено Федеральным законом № 372-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2017 года. Этот реестр задумывался государством как единая публичная база данных по специалистам, которые работают в области строительства, проектирования и инженерных изысканий. Формируют эту базу два Национальных объединения – НОСТРОЙ (у строителей) и НОПРИЗ (у проектировщиков и изыскателей).

Минстрой России, решая поставленную задачу, по сути, позаимствовал основу решения в европейских странах, где подобные реестры служат в строительстве, архитектурном проектировании и изысканиях инструментом контроля.

Сегодня инженеры, проектировщики, архитекторы и изыскатели для включения в НРС должны:

  • иметь высшее профессиональное образование в области строительства;
  • обладать стажем работы в профильной области не менее 10-ти лет, из них стаж работы в профильных организациях на инженерных должностях должен быть не менее чем три года;
  • проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет;
  • если строитель или проектировщик – иностранный гражданин, то ко всему вышеперечисленному он должен иметь разрешение на работу в России.

Эти требования неоднократно оценивались сообществом как завышенные. Однако все попытки изменить их в сторону смягчения, сталкивались с критикой и упорным противодействием Национальных объединений, особенно НОСТРОЙ.

Строительные компании, пытаясь попасть в реестр, сталкиваются с двумя трудностями:

1. организационный бардак, связанный с внесением специалистов в НРС;

2. в стране физически не хватает специалистов, которые соответствуют заоблачным требованиям Нацреестра к диплому и стажу.

Две основные причины, по которым специалистов отказываются включать в реестр:

а) недостаточный стаж работы;

б) несоответствие образования перечню специальностей, который установил Минстрой России приказом № 688/пр.

В список из 285-ти специальностей («реестровый» специалист должен иметь диплом по одной из них) не попали многие смежные специальности, которые, по сути, позволяют их обладателям быть в реестре и заниматься строительством. Перечень расширили – добавили ещё 104 позиции, но этого оказалось недостаточно.

Но самой масштабной на текущий момент проблемой являются, пожалуй, излишне жёсткие требования к стажу специалистов. Требования о наличии 10-летнего стажа отсекают большую часть молодых специалистов, хотя возраст 30-35 лет считается самым плодотворным в строительной отрасли.

Однако, НОСТРОЙ и НОПРИЗ настроены категорически и менять свои требования к стажу не планируют. Минстрой вместо того, чтобы радикально решить проблему сокращением стажа, придумывает всё новые и новые заплатки в непродуманный закон, где цифра в 10 лет была попросту взята с потолка каким-то умником, без малейшей оценки того, есть ли такое количество специалистов в отрасли или нет.

По этой причине, у строительных компаний сформировался спрос на подходящих для реестра специалистов. А любой спрос формирует на рынке предложение. Интернет пестрит объявлениями об услуге: внесение специалистов в НРС.

Между тем, стали появляться, как грибы после дождя, многочисленные конторы, которые предлагают специалистов НРС без слёз и мучений по сходной цене. Очевидно, что без прямого покровительства особенно со стороны ностроевского начальства работа таких консалтинговых контор не могла быть успешной.

НОСТРОЙ тем временем придумывает всё новые способы монетизации реестра – осуществление операций по защите персональных данных, которые были отданы на откуп ООО «ЦИСК», разумеется, без всяких конкурсов. Рассылки к операторам НРС с требованием осуществить необходимый комплекс мероприятий под угрозой исключения из списка. Требования к СРО с требованием о проведении онлайн-мониторингов и незаконные перепроверки.

Влияние Национального реестра на строительный рынок – очевидно и бесспорно. Но, к сожалению, реестр сегодня уже имеет подмоченную репутацию: данные проверяются формально, в связи с этим качество специалистов, их квалификация, опыт и образование – сомнительны. Может ли создаваемый в таких условиях реестр быть гарантом безопасности для заказчиков и организаторов торгов – это открытый вопрос.

Пренебрежение публичностью при принятии решений, хамское отношение к заявителям и отсутствие положительных изменений говорят о том, что по итогам глубокого аудита, как уверены многие эксперты, НОСТРОЙ можно лишить права вести Нацреестр.

Самое забавное в том, что, скорее всего, Национальное объединение и не будет сильно упираться. Ведь последним трендом дирекции и её могущественного руководителя Виктора Прядеина стали заявления о том, что специалисты в реестр включаются по формальным признакам, поэтому вместо данного ресурса необходимо введение независимой и платной оценки профквалификации.

Невольно складывается ощущение, что функционеры, выжав всё, что только можно из НРС с его завышенными требованиями и всеми чертами искусственного админбарьера, решили бросить иссякший родник и начать выжимать денежки из строителей другими методами.

https://zsrf.ru/news/2020/02/05/hoteli-kak-luchshe

Дата публикации: 07/02/2020 11:54

Дата последнего обновления: 07/02/2020 11:56