О проблемах качества проектирования и контроля
Председатель Совета АПО «Союзпетрострой-Проект» Роман Рафаилович Рыбаков на страницах журнала «СТО» (№6/63/2018) призывает к диалогу о насущных проблемах. Речь идёт о планомерном «геноциде» проектировщиков со стороны заказчиков и государства.
НЕ МОГУТ ИЛИ НЕ ДАЮТ?
Глава Минстроя РФ Владимир Якушев заявил в рамках IV ВЭФ, что «проектное направление в строительной отрасли России сегодня находится на низком уровне, и что за последние годы количество компаний, которые четко могут выполнять проектные работы, к сожалению, на рынке уменьшилось, а также, что сегодня реализация проектов зачастую тормозится именно из-за плохого проектирования». Представляется, что приведенная формулировка касается ситуации в сфере государственных закупок, так как в целом проектное сообщество России способно разрабатывать качественную продукцию и количество организаций достаточно для выполнения поставленных задач. Скорее всего, свою статистику министр составил по результатам деятельности компаний, регулярно получающих госконтракты, а их действительно не так много в условиях действующего законодательства. Зачастую эти организации выигрывают торги на основании их лояльности к заказчику, но без учета профессионализма, что и приводит к появлению плохих проектов.
МЫ НЕ РАБЫ – РАБЫ НЕМЫ
Профессионалы-проектировщики всегда осознанно предпринимали усилия для достижения высокого качества и удовлетворения требований заказчика, и делали это с чувством гордости за выполняемую работу и желанием сохранить свои честь и достоинство. Но все эти усилия оказываются ненужными, т.к. во главу угла поставлена экономия средств, стремление получить большую маржу без учета достижения приемлемых характеристик продукции. Вместе с высокой дифференциацией доходов между заказчиком, строителями и проектировщиками появились отношения «богатый-бедный», «барин-работник», исчезло уважение к малодоходному труду проектировщиков. Большая часть проектных организаций (в их числе много малых предприятий) находится в бедственном положении не столько по причине экономического спада, сколько из-за существующих порядка распределения заказов и недооценки проектных работ. Зарплата проектировщиков падает, средств на развитие и переход на дорогостоящую “цифру” у специализированных проектных организаций вообще не остается. Проектирование зачастую ведется парочкой привлеченных студентов или фрилансером с компьютером на кухне. В лучшем случае потом контракт перепродают.
КНУТ БЕЗ ПРЯНИКА
В то же время все больше людей в стране занимаются непроизводительным трудом, а проще говоря, проверяют, контролируют, выдают разрешения. Но чаще всего – запрещают. Создается впечатление, что у руководства отрасли бытует устойчивое мнение, что только с помощью усиления системы контроля и наказаний можно добиться повышения качества. В настоящее время каждый шаг предпринимателей отслеживается целой армией чиновников. Никто не отрицает необходимость контроля проектирования, который является составной частью контроля качества в строительстве. Его задачи включают в себя:
- оценку качества проектных решений путем выявления и исправления ошибок на этапе проектирования;
- выявление отступлений от исходных требований;
- проверку соответствия нормативно-технической документации;
- предотвращение несоответствий в проектных решениях и документации;
- соблюдение сроков подготовки проектной документации и сроков согласований.
Эти виды контроля в каждой уважающей себя проектной организации налажены собственными силами. Но затем за дело берется государство со своими контрольными, надзорными, экспертными и согласующими инстанциями, при этом материальную ответственность за срыв сроков выполнения договора несет только проектировщик.
Вообще в проектировании два основных исполнителя: заказчик и проектировщик. И хотя ответственность заказчика и его обязанности определены Гражданским кодексом, государственный заказчик может запросто их не выполнять, диктовать любые условия, и при этом перекладывать всю ответственность на проектировщика. Сама идея полной ответственности проектировщика за своевременное исполнение договора просто порочна потому, что без содействия заказчика невозможно закрыть акты сдачи-приемки в определенные сроки.
СНИП, СНАП, СНУРРЕ…
До настоящего времени отсутствуют всякие нормативы продолжительности проектирования, и безнадежно устарел СНиП по продолжительности строительства. Похоже, никто не собирается их разрабатывать, да и создать реальные нормативы в проектировании практически невозможно. Если учесть, что подготовка проектирования (ИРД, изыскания, тех.условия, имущественные земельные вопросы), экспертиза и согласования на сравнительно небольших объектах занимают столько же, а то и больше, времени, чем собственно проектные работы, то понятна высокая вероятность срыва конечного срока. Кроме того, практические сроки увеличиваются за счет необходимости внесения постоянных изменений в документацию по замечаниям контролирующих и согласующих инстанций, которые заинтересованы что-либо обнаружить. Надо отметить, что чаще всего изменения документации не повышают её качества, поскольку профессионализм и опыт проектировщиков выше, чем у контролеров (исключая специалистов эксплуатирующих организаций и ОПС КГА, с которыми согласования проходят всегда по делу).
ОБРАЩЕНИЕ
Председатель Совета АПО «Союзпетрострой-Проект» Роман Рыбаков, не претендуя на совершенную полноту и истинность изложенных здесь умозаключений, хотел бы услышать мнение коллег по следующим вопросам:
• Распределение заказов и Закон 44-ФЗ
• Унижающая достоинство проектировщиков зарплата
• Дефицит кадров в проектировании
• Госзаказ и контракты, включающие работы, противоречащие Гражданскому кодексу
• Бесплатное внесение изменений по необоснованным требованиям контролеров
• Драконовская система контроля и наказаний
• Административные барьеры.
• Безразличное отношение к исполнителям
• Необоснованные сроки
Дата публикации: 16/11/2018 15:24
Дата последнего обновления: 07/12/2018 17:54