Ситуация в девелопменте сейчас не очень радужная

15/02/2018

Совладелец группы "Евроинвест" Андрей Березин рассказал в интервью "ДП", почему промышленность перспективнее стройки и объяснил, почему объединение Петербурга и Ленобласти — здравая идея на перспективу.

- Под производство не используется более 50% территории Вашего производственного актива- "Светланы". Что будет с остальной землей?

— На "Светлане" с советских времен есть брошенные цеха, недострои и даже какие–то теплицы. Приспособить их для производства невозможно, тем более что микроэлектроника со времен СССР стала более компактная. Все эти площади пустуют и ветшают. И мы планируем в перспективе построить на части этой земли жилье.

- Когда?

— Сейчас готовим проект планировки территории. Острой необходимости делать это быстро нет. При сложившейся на рынке ситуации до стройки дойдет в лучшем случае через несколько лет, для начала нужно разработать проект планировки территории, и только тогда станут ясны формат и объемы застройки. Сами будем строить или кого–то привлечем — еще не определились. Но при любом развитии событий освоение этой территории позволит "Светлане" совершенствовать производство за счет собственных финансовых ресурсов, не попадая в зависимость от банковских кредитов.

- Есть у вас планы по выкупу других промышленных активов?

— Мы рассматриваем для покупки ряд промышленных активов в Петербурге и за его пределами. Это серьезные предприятия — с оборотом в десятки миллиардов рублей в год. Но переговоры пока не завершены.

- Несколько лет назад "Евроинвест"был одним из крупнейших землевладельцев региона. Почему решили сосредоточиться на производстве?

— Ситуация в девелопменте не очень радужная. Вы же видите, что происходит. Государство нацелено на завершение долевого строительства. Что получим взамен? Люди будут покупать жилье по полной стоимости, а строителям придется брать кредиты в банках. В этой теме мы, как и во многих других, равняемся на Запад. Но забываем, что банковские ставки там составляют 2% годовых, а у нас — 10% в лучшем случае.

- Но отказ от долевки — попытка государства защитить дольщиков от недобросовестных строителей…

— Застройщики делятся на три типа. Большинство — добросовестные и разумные. У них понятная экономика и планы развития, есть запас прочности. Обязательства перед людьми они выполняют даже в больших проектах. Второй тип — тоже вроде добросовестные, но они или не любят, или не умеют считать. Поэтому в их проектах экономика часто плывет. Потенциально это группа риска, которая может плодить обманутых дольщиков. Но если это и происходит, то не со зла. А есть и третий тип — это мошенники. Они действуют умышленно. И сейчас они еще больше активизируются: начнут рекламировать себя и собирать с людей деньги. Так что число обманутых дольщиков может увеличиться. Если бы государство смогло убрать мошенников и жестко контролировать второй тип строителей (214–й закон это позволяет), отказываться от долевки не пришлось бы. В принципе, долевое строительство — это большое достижение. Благодаря ему у людей в России появилась возможность получить доступное жилье.

- Землю под стройки стали меньше покупать?

— Тишина на земельном рынке длится уже год. Земля, конечно, не кончилась. Отдельные участки пользуются спросом. Как правило, те, где есть инфраструктура. Но все стали осторожны. Стали лучше считать.

- Вы создали УК "Мурино", которая координирует работу по развитию инфраструктуры в Мурино — Девяткино. Как движется эта работа?

— УК успешно занимается водоснабжением и канализованием — это ее основная задача. Хотя проблемы, конечно, есть. Застройщики (даже те, у кого стоят готовые дома) платят за инфраструктуру плохо. Но жизнь показывает, что работа одного крупного оператора эффективнее, чем множества мелких УК. Здесь две проблемы, первая — в том, что если застройщики сами тянут сети к домам, то не всегда думают об их качестве и дальнейшей эксплуатации. Сети быстро приходят в негодность, становятся проблемой жильцов и властей. Вторая проблема — некоторые мелкие УК порой собирают с людей деньги и исчезают, а с проблемами приходится разбираться властям и "Водоканалу". Крупные же УК отвечают своими активами как за сети, так и за платежи.

- Где сейчас строителям легче работать — в городе или в области?

— Раньше проще было в Ленобласти. Но после корректировок закона и запуска программы "Светофор" ситуация стала выравниваться. Сейчас строителям интереснее земля под новые проекты в городе.

- Программа "Светофор" — благо для региона?

— Это способ регулирования ситуации. Довольно эффективный.

- Что думаете о перспективах объединения города и области?

— Это сложный с юридической точки зрения вопрос. Для его решения нужны политическая воля с двух сторон и люди на местах. Я не вижу ни того ни другого. Хотя идея здравая. И в перспективе, наверное, к этому придем. Разница в качестве инфраструктуры двух регионов бросается в глаза. И я постоянно натыкаюсь на разговоры чиновников типа "не буду строить дальше дорогу: это не наш район". Это коробит.

- Что с вашим проектом ТРЦ "Голливуд" у станции метро "Пионерская"?

— Мы получили разрешение на строительство, определили подрядчиков, которые готовы выйти на площадку. Но случилась странная история. Сюда, в мой кабинет, пришел Максим Левченко, совладелец компании FortGroup, у которой напротив нашего будущего центра свой ТРК "Сити Молл" (проект "Голливуд" — его прямой конкурент). Он предложил так распределить арендаторов между нашими комплексами, чтобы это было выгодно для всех. Мы дали ему свой проект для осмысления. И вскоре появился иск от некоего гражданина Вакина, живущего в соседнем доме, сотрудника FortGroup и доверенного лица Левченко на выборах в Законодательное собрание. Якобы он нашел в нашем проекте нарушения нормативов по озеленению и подал иск в суд на ГАСН (выдавший нам разрешение). Причем разглядеть этих "блох" можно было, только получив проект на руки. В итоге, пока идет суд, проект на паузе. Когда суды закончатся, все равно начнем стройку. В бизнесе, конечно, бывают разные ситуации. Но это одна из самых циничных историй в моей практике.

- Инвестиционный климат в стране вас устраивает?

— Нехороший он, конечно. Но где мы еще нужны со своими инвестициями? Очень мало позитивных примеров вложений отечественного бизнеса за границей. Недаром же говорят: где родился — там и пригодился. Хорошо бы, конечно, чтобы государство поддерживало своих инвесторов. Но, если не будет мешать, нас и это устроит.

Дата публикации: 15/02/2018 15:56

Дата последнего обновления: 15/02/2018 15:57